Головна » Общество » Начальник отдела запорожской Госпотребслужбы: о вспышке африканской чумы и новых стандартах пищевой продукции

Начальник отдела запорожской Госпотребслужбы: о вспышке африканской чумы и новых стандартах пищевой продукции

Новини Запоріжжя

Начальник отдела безопасности Госпотребслужбы в Запорожской области рассказал об африканской чуме свиней в Запорожье, новых требованиях к молоку и европейских стандартах, которые будут ожидать запорожских производителей.

Качество и безопасность продуктов – одна из актуальных проблем на сегодняшний день в Украине. Потому что от этих показателей зависит жизнь и здоровье людей и продовольственная безопасность страны в целом.  Вопросам безопасности пищевых продуктов посвящены и отдельные директивы в Соглашении об ассоциации Украины с ЕС. Адаптация европейских стандартов снизит до минимума вероятность пищевых отравлений и обеспечит украинским продуктам возможность продаваться в любой стране Европы, – утверждают специалисты.

Об украинских реалиях и перспективах в этой отрасли сегодня мы будем говорить с Дмитрием Дойновым – начальником отдела  безопасности пищевых продуктов Госпотребслужбы в Запорожской области.

– Начнем с общей характеристики запорожского рынка продуктов: много некачественных продуктов и фальсификата?

Дойнов: Как много фальсификата точно сказать не можем. Только сняли действие моратория, и с 4 апреля мы начали проверки. В этот день вступил в силу новый закон «О государственном контроле…». Планы проверок на 2018 год составлены заранее, и с ними может ознакомиться любой желающий на нашем сайте. В нем более 900 субъектов предпринимательства.

О ситуации на рынках Запорожской области я могу сказать по результатам прошлого года: задержано и утилизировано мяса говядины более 7 тонн, свинины – более 5 тонн, молока – 27 тонн, яиц – 2754 шт., рыбы – 740 кг, овощей – 26 тонн. Это громадные цифры.

Кроме того, на мясоперерабатывающих предприятиях врачи при проверке отправили на утилизацию 1 тонну 300  кг мяса и более 20 тонн субпродуктов.

Это все то недоброкачественное, что не допущено в пищу жителям города и области. К примеру, больное мясо. В основном, это не опасные для человека заболевания животных, но по правилам ветеринарной экспертизы, оно не допускается в пищу. Молоко с повышенной кислотностью, разбавленное, яйца – без документов, грязные. Рыба – без документов.

– Какие документы могут быть у бабушки, которая продает домашние яйца?

Дойнов: Ветеринарная справка. Практически в каждом селе представлена ветеринарная служба. Врачи осматривают птицу и выдают справку.

– То есть, у любой бабушки, которая продает яйца и молоко, я могу поинтересоваться справкой о состоянии здоровья курей или коровы?

Дойнов: Да. Это, так называемая, этикетка проверки. Люди пришли на рынок, прошли лабораторию и получили этот документ. Там написано что проверяли, в каком количестве и срок реализации. Этикетку проверки на молочную продукцию должны наклеивать на тару. А мясо – ставиться знак пригодности – овальный штамп, не квадратный. Это очень важно! Квадратный значок обозначает предварительный осмотр, но он не дает право применять этот продукт в пищу. Когда стоит овальный штамп – знак пригодности, значит, это мясо можно использовать в качестве продукта питания.

– Ваши рекомендации стоит взять на заметку хозяйкам. Вы рассказали о ситуации на рынках, а что на прилавках супермаркетов? Мораторий сказался на качестве продаваемых там продуктов?

Дойнов: Были жалобы. Не смотря на мораторий, мы выходили на проверки. В основном жаловались на просроченный товар. Каждый потребитель может перед покупкой убедиться в датах пригодности, но наши люди все делают на бегу. Согласно нового закона, за все отвечает производитель и отвечает тот, кто продает, реализует продукцию. Понятно, что есть недобросоветные продавцы, которые хотят подсунуть просроченный товар. И тут главный потребитель – он голосует своим кошельком: раз-два не купят такой товар, дальше есть вероятность, что реализатор задумается.

– В чем основное отличие украинских стандартов качества продуктов и европейских? (Если можно для наглядности, расскажите на примере: чем хлеб украинский отличается от европейского)

Дойнов: Украинский хлеб ничем не отличается от европейского. Проверки идут «від лану до столу». Фитосанитарная служба проверяет зерно, когда его выращивают. На току и дальше подключаемся мы (ред: Госпотребслужба в Запорожской области). На мельнице муку проверяют. На хлебозаводе – свой контроль. Сейчас на предприятиях вводится европейская система контроля за безопасностью пищевой продукции ХАССП. Точнее она пришла из США. Американцы, когда отправляли своих людей в космос, попервах – были проблемы у космонавтов с пищеварением. Поэтому они разработали такую систему, которая не допускала в готовом продукте никаких отклонений. Эта система достаточно проста. В Союзе применялась аналогичная – ГОСТы и ОТК. Теперь каждый работник следит за процесом на своем рабочем месте и, если какие-то неполадки, сразу останавливает, сообщает и приводит в соответствие.

– Главное отличие ХАССП – проверка на каждом этапе производства!

Дойнов: Да! Для внедрения системы НАССР производители должны обратить внимание не только свой собственный продукт, но предъявлять требования к поставщикам сырья, вспомогательных материалов, к системе торговли. Давайте возьмем молоко. Это будет нагляднее. Тем более летом должны заработать новые стандарты.

На сегодняшний день в Украине есть экстра молоко,  высшего, первого и второго сорта. Сейчас оно все закупается и перерабатывается. В связи с тем, что крупных молочные хозяйств в Украине очень мало, закупается молоко у населения. Люди не могут обеспечить санитарно-гигиенические требования по молоку, поэтому оно получается второго сорта. По новым требованиям молоко второго сорта в закупку идти не будет. Его можно закупать, но для производства технического козеина или для изготовления кормов для животных.

Европа закупает молоко экстра-класса. Когда-то мне европейцы доказывали, что молоко не скисает. Потому что у них молоко высшего сорта. Бактериальных клеток в молоке должно быть сто тысяч в кубическом сантиметре и 400 – соматических клеток. Если молоко имеет такие показатели, оно качественное и будет стоять. Вот мы идем к этому!

На частных подворьях обеспечить это проблематично, надо иметь доильную установку. В Запорожской области в Токмакском районе, к примеру, есть молочные кооперативы, им помогли сделать мини-фермы и они обеспечивают хорошое качество молока.

– Новые стандарты молока некоторые уже успели назвать революционными. Через месяц отложенное решение заработает. Покупатели заметят изменения в ассортименте или стоимости молочной продукции?

Дойнов: Молоко экстра-класса на две гривны дороже первого. Поэтому, наверное, заметят. Мое субъективное мнение: введение новых стандартов молока могут снова отсрочить. Украина, к сожалению, пока не готова. Частники все равно вывезут молоко в наши дворы, продолжиться стихийная торговля. К хорошему это не приведет.

– В нашем регионе постоянно регистрируются случаи африканской чумы. Как сейчас обстановка? Есть ли опасения?

Дойнов: Опасения есть всегда. Это вирусное заболевание и нет вакцины, к сожалению. И ее не могут придумать во всем мире. Есть один метод – уничтожить, сжечь больное поголовье. В радиусе 5 км – тоже все уничтожается. Последний случай был в воинской части Запорожья, в подсобном хозяйстве. Видимо, кто-то из солдат к праздникам получил из дома сало или колбасу. В этих продуктах вирус сохраняет жизнеспособность до полугода. Определить теперь откуда невозможно. Африканская чума – это, возможно, и бактериологическая война. Сбрасывать со счетов такой вариант мы не можем. Потому что африканка пошла из России, туда из Кавказа. Сейчас уже и в Европе есть.

– Качество и безопасность продуктов – можно ли ставить знак равенства?

Дойнов: Качество определяется органолептическим методом и лабораторно. Органолептика – это органы чувств. Недостаток метода – субъективность. Кому-то нравится запах, кому-то нет. На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет.

Лабораторные исследования более точные. Это физические данные: удельный вес, влага, белки, жиры, соли и т.д., наличие болезнетворных бактерий. Продукт может быть качественным, но небезопасным: в нем может быть слишком много солей тяжелых металлов, радиология (цезий, стронций) и другие опасные показатели. Проверили мясо – отличное качество, а в нем грибки или кишечная палочка. .. Безопасность определяется лабораторно.

–  Когда на полках украинских магазинов будет гарантированно безопасные продукты? Многократно мы обсуждали вопрос качества колбасных изделий. Так, в Запорожской области есть цех по производству такой продукции. За полгода там не было ни одной машины с мясом. После того, как заработают европейские стандарты, есть надежда, что в таких сосисках появится мясо?

Дойнов: Мне интересно узнать, где находится такой цех, потому что без мяса колбасы не может быть. Тем более я знаю практически всех производителей в регионе. Обращайте внимание на цену! Если стоимость мяса (утрируем) 120 гр. \кг, его нужно обвалять, отделить от кости. Мясо которое пойдет в колбасу будет стоить 160-180 грн. И если колбаса по 50 грн., понятно, что там заменитель мяса, соевая мука (она не запрещена).

– С введением европейских стандартов такая продукция исчезнет с прилавков?

Дойнов: Такая продукция была, есть и будет. И в Европе она есть. Еще раз: потребитель должен обращать внимание на стоимость. В колбасе за 50 грн\кг и 200 грн\кг соответствующее количество мяса. С введением европейских стандартов качество продуктов в Украине будет гораздо выше.  Согласно требованиям, на этикетках должна быть полная информация о составе: жиры, пальмовое масло.

Покупатель должен читать. Недавно была жалоба. Женщина купила внуку пряники, дома дочиталась, что там есть маргарин. Написала жалобу, мол, маргарин в детском питании запрещен. Начали с ней разговаривать: вы покупая, читали? Если Вы не хотите давать такую продукцию своему внуку – не покупайте. В техусловиях маргарин разрешен, предприятие поэтому его использует.

С введением евростандартов изменится прежде всего этикетка, которая будет информировать покупателя. Далее – выбор за ним! В Европе еще пишут есть ли в готовой продукции аллергены. Мы к этому идем. Этот процесс продолжается уже 15-ть лет. Разрабатывается огромное количество документов, принято 55 нормативных актов.

Европейцы проводили для нас тренинги, выделяли деньги на обучение наших инспекторов по всей Украине. Они это делают дальновидно, потому что хотят видеть нашу продукцию у себя на полках. Австрийцы устанавливали оборудование на одном из мясокомбинатов в Запорожской области. Увидев как делается колбаса, они купили домой. Как Вы думаете, в Вене нет колбасы? Просто они убедились, насколько качественно она делается.

Необходимые законы приняты, евростандарты внедряются. Главное – теперь ответсвенность не на каких-то органах, а на операторе рынка – производитель.

– Как Вас встречают предприниматели после длительного моратория?

Дойнов: Те, кто работал на экспорт, проходили проверки, не смотря на мораторий. Они сами писали просьбы «придите, пожалуйста, и проверьте нас». Потому что Европейский Союз не понимал, как это запрет на проверки продуктов питания. Как?! Ведь это здоровье и безопасность нации.

– Как обстоит дело у тех, кого не проверяли эти три года?

Дойнов: Все зависит от руководителя. Есть, конечно, предприятия, деятельность которых приходится останавливать. Один из последних случаев – запорожский «Водоканал». В столовой при проверке обнаружена просроченная продукция. И санитарное состояние столовой – ужасное. Написали предписание, остановили деятельность столовой на 10 суток. Просроченную продукцию изъяли и отравили на утилизацию.

Администрация посчитала, сколько нужно вложить денег для нормализации работы и решила, что столовая – это не основной вид их деятельности. Приняли решение закрыть столовую. Ее собираются отдать в аренду. Сейчас этот вопрос решается в мэрии, поскольку «Водоканал» коммунальное предприятие. Вскоре ожидается конкурс на аренду.

– Сколько сейчас украинских продуктов продается в Европе, что это за продукты?

Дойнов: Яйца, рыба, сухое молоко, сливочное и растительное масло,  соевое и подсолнечное масло, козеин технический. Раньше много поставляли в Россию, Узбекистан, Казахстан. Теперь Азия, Африка, Эмираты, Израиль. Турция в прошлом году брала много живых животных. Грузия – свиней. Мне жалко, что продают животных. Очень тяжело вырастить. Чтобы корова дала потомство – надо минимум три года, на четвертом – теленочка привела.

Кроме того, у нас в области три предприятия, которые занимаются экспортом меда. В Украине, к сожалению, нет культуры потребления этого продукта. Мы производим меда много, а потребляем мало, в пять раз меньше, чем, к примеру, немцы. Соседи-поляки потребляют больше. Они вывозят наш мед к себе, фасуют в меньшую тару и продают по всей Европе, как  свой. Вы же понимаете, маленькая баночка совсем другая цена. Мы, к сожалению, продаем сырье в 200 килограммовых бочках.