Спасатели – это современные супергерои, о жизни которых мы мало что знаем. Их будни наполнены не только опасностями, но и смешными историями. О серьезном и веселом мы говорили с Михаилом Бугаёвым – ведущим специалистом Отдела организации пожаротушения и работы с объектовыми подразделениями Главного управления ГСЧС Запорожской области.
Многие мальчики в детстве мечтают стать супергероями и некоторые воплощают ее в профессии. Спасатель – это реализация вашей детской мечты?
– Мой отец работал в своё время в пожарной части в населённом пункте, откуда я родом. И я, с 7-8 лет и до школьного выпуска, находился в пожарной части, даже все летние каникулы проводил там же. Я всех и все знал, но не планировал учиться пожарному делу. Но после 11-го класса, когда встал вопрос: «куда поступать?», так получилось, что я попал в университет в Черкассы. Так и служу до сих пор.
Вы уже больше 10-ти лет работаете в спасательной службе, и через Вас прошло огромное количество вызовов. Притупилось ли у Вас чувство сострадания к горю других?
– На самом деле, как бы это жестоко не звучало, но чувство жалости притупилось, причём, очень сильно. Мы часто сталкиваемся с чужим горем. Если на все остро реагировать, то быстро перегоришь и не сможешь работать дальше. Работа на «скорой», в полиции, пожарной службе – заставляют часто сталкиваться со смертью, от этого никуда не денешься.
Говорят, «спасатель – это не работа, а образ жизни». Когда закрываете дверь пожарной части, получается отстраниться от мыслей о работе?
– Надо уметь оставить весь негатив, который случился на сутках (спасатели работают сутки через трое – прим. автора). Сутки ты полностью посвящаешь себя работе, а за три дня ты должен отвлечься и отдохнуть. Хотя, смотря какой случай произошёл во время дежурства. Бывает, что в течение первого дня ты вспоминаешь о случившемся, иногда даже снится. Но потом всё аннулируется в голове, и ты как бы начинаешь с чистого листа. У меня получается отделить работу и дом.
Вы помните первый вызов? Какие чувства переживали?
– Помню, кстати, он был не настолько тяжелым. Дело было зимой. Горела крыша жилого дома на улице Иванова напротив «Прогресса», где сейчас баннер «Ивченко-Прогресс». Это были мои первые сутки, остальная команда – «костяк» – были ребята опытные, обученные.
В первый свой вызов, я, разумеется, переживал. Во-первых, надо выполнить работу, а во-вторых, надо личному составу караула показать, что ты достоин управлять ими. Ответственность лежит серьёзная.
Замена личного состава идёт планомерная: из всех людей караула на «новенького» заменяют лишь одного человека, чтобы не было проблем. Так происходит и при смене начальников караулов: личный состав уже обучен предыдущим начальником и даже если у новопришедшего не хватает знаний или умений, то личный состав всё равно поможет.
Исходя из опыта, могли бы Вы оценить сегодняшнюю ситуацию в Запорожье? Вызовов стало меньше?
– По сравнению с прошедшими 6-тью годами, количество выездов значительно увеличилось! Особенно в летний период. Это связано с тем, что климат изменился: он стал суше, гораздо меньше дождей, трава быстро высыхает. Поэтому, начиная с августа, машины в пожарную часть просто не заезжают – сразу едут на вызов. К слову, в черте города очень много пустырей, открытых заброшенных территорий, которые часто воспламеняются. Зимой количество выездов в 2-3 раза уменьшается.
Насколько наш город пожароопасен? Например, во всех ли домах есть внутренние пожарные краны? И как вы выходите из ситуации, если в машине заканчивается вода?
– Моя любимая фраза: «В городе тушить пожары легче, чем в селе», потому что в городе ты можешь вызвать в помощь машины, и к тебе приедет техника хоть с 3-х районов и привезут сколько нужно воды. Также есть пожарные гидранты, в которых есть вода и можно подключить «рукав». Кроме того, есть оборудованные пожарными кранами здания – школы, садики, общественные учреждения, которые более-менее поддерживаются в исправном состоянии. Но опять же пожарные очень редко пользуются этими пожарными кранами. Во-первых, не везде они в исправном состоянии, а во-вторых, машина всегда с водой. Это миф, что пожарные приехали без воды. Машина после каждого выезда заправляется водой. В селе тяжелее тушить, так как район большой, а пожарная часть одна, и начальнику караула приходится решать очень сложную задачу: 2,5 тоннами воды потушить дом. Вызвать на помощь там обычного некого.
Как пожарные выходят из таких ситуаций?
Нам помогают фермерские хозяйства, также сейчас начали восстанавливать некогда развалившиеся МПО – местные пожарные охраны, то есть, пожарные части, которые финансируются из местного бюджета. Оборудуется пожарная машина и это очень-очень серьёзное подспорье для наших частей, потому как ехать за 30 км к горящему дому нет смысла – он попросту сгорит, пока мы доедем. А так, если есть рядышком машина, уже они хоть первоначальное собьют пламя, хоть частично пожар локализуют.
Как часто Вам приходится приезжать на один и тот же адрес? Люди учатся на своих ошибках?
– Обычно человеку хватает одного пожара, чтобы запомнить его на всю жизнь и не повторять ошибок. Но это касается благополучных людей.
Если пожар случается в нормальной семье – это травма и урок на всю жизнь. После такого несчастья человек сделает всё возможное и невозможное, чтобы больше такого не повторилось.
Бывают случаи, что ездим на один и тот же адрес по нескольку раз, но обычно в таких домах проживают асоциальные люди, которые просто забывают потушить сигарету в пьяном состоянии или халатно относятся к пожаробезопасности. Стоит отметить, что чаще всего пожары происходят в неблагополучных семьях из-за неосторожного обращения с огнём. Курение в состоянии алкогольного опьянения – это 70% случаев пожара.
Вам бывает страшно? И за кого боитесь больше: за себя или за жизнь человека, которого спасаете?
«Самое страшное – время с момента сирены и до момента приезда» .
Страшнее всего, когда только получаешь вызов, потому что не знаешь, что тебя там ждёт. Приезжая на место – быстро ориентируешься и понимаешь, что нужно делать. Когда командой приезжаем на вызов и начинаем операцию по спасению, то своя жизнь оказывается на второстепенном месте.
Вы можете вспомнить самую интересную историю за всю Вашу практику?
– Давайте, я попробую рассказать, когда я чуть-чуть испугался и этот испуг всё-таки предотвратил нежелательные последствия. Горел «Олис», это был вроде 2015 год. В 6 утра мы выезжаем на вызов. Когда мы приехали, то площадь пожара была довольно внушительная – внутри из-за огня и дыма нельзя было определить точную площадь, но было ясно, что разгорелось хорошо. Первым делом отключили электроэнергию, после чего сформировали звено ГДЗС, взяли рукавную линию и пошли внутрь. Внутри уже нет освещения, темно, вокруг дым, ничего не видно, но это обычная ситуация. Но что-то внутри меня тогда напряглось и я понял, что дальше идти нельзя. На тот момент, мы зашли довольно далеко внутрь здания, но огня видно не было. Я не могу объяснить, что это было такое, но я сказал ребятам: «Всё, хлопцы, назад, разворачиваемся». Мы только начинаем выходить, как я слышу, обвалились конструкции на месте, куда мы должны были идти. Может это была интуиция, может просто удача, но после этого случая такого чувства больше не возникало.
Спасение животных – особая часть работы спасателей. Как часто бывают такие вызовы и насколько сложно спасать кошек и собак?
– Доставали когда-то собаку из люка, глубина, наверное, метров 6, зима уже, ночь. Мы приехали, снега много, скользко, холодно и собачка такая немаленькая. Я залез туда, верёвку спустили мне, а собака уже уставшая была, но всё равно огрызалась, пыталась защитить себя, но я нашёл общий язык с ней, обвязал верёвкой и достали. Но было немного некомфортно, конечно. Когда-то нас вызывали, чтобы мы сняли белку с дерева. Ми конечно адекватно отреагировали, объяснили, что белки живут на деревьях и их незачем оттуда снимать.
Как часто пожарные получают травмы?
– Травмы скорее связаны с несоблюдением техники безопасности. Например, на руках должны быть обязательно перчатки, а на голове – каска. Без полной амуниции работать нельзя, иначе будут и ожоги, и ушибы, и порезы.
Где больше всего опасностей в Запорожье?
– Опасность нас подстерегает за ближайшим углом. Чаще всего вызывают для помощи при ДТП – очень часто приходится вытаскивать людей или тела из машин. Это ужасно прозвучит, но тяжелее доставать живых людей. Во-первых, в таких случаях у пострадавших много переломов, во-вторых, они кричат, когда их достают, им больно. А тебе приходится не обращать на это внимания и выполнять свою работу. С погибшими в этом смысле проще – просто приезжаешь и достаёшь.
Психологически очень сложно слышать крики людей, когда их вытаскиваешь. Сразу руки трясутся, каждое действие обдумываешь дополнительно, чтобы не причинить ещё больше травм пострадавшему. Ещё сложнее, если родственники приезжают – они начинают рваться к пострадавшему, мешают, советы пытаются давать.
Сейчас в Украине многие структуры переживают реформы, служба спасения в том числе. Поступает новое оборудование, машины. Стало легче работать?
– За последнее время отмечаются финансовые вливания в пожарную охрану, до этого было затишье, машины старые, обмундирование тоже. Сейчас уже все части пытаются обеспечить боевой одеждой. Раньше был брезентовый костюм, который при намокании становится дубовый – в нём нельзя даже руку согнуть, плюс становится очень холодно. Сейчас выдают уже утеплённые костюмы, единственное, что летом в них жарко и можно получить тепловой удар.
Наша служба переживает небольшое обновление техники. Не в таких объёмах, конечно, как требуется, но и всё же не стоит на месте.
Машины, аварийно-спасательные инструменты тоже выдают. Если раньше выезжали на ЗИЛе, у которого в запасе 2,5 тонны воды и личный состав (6 человек) еле помещался. То сейчас в большинстве подразделений города есть МАЗы с тёплыми кабинами, с 4-мя тоннами воды и с полноприводным шасси, у которого куча аварийно-спасательного оборудования. Да и в принципе на нём проще ехать.
Знаем, что Вы участвовали в международных соревнованиях «Найсильніший пожежний рятувальник», которые прошли в Киеве. Расскажите о них.
– В нашей области это новый виток спорта. В Украине такой спорт существует уже два года, он пришёл к нам от американских пожарных, где эти соревнования существуют уже около 15-ти лет. Состязания состоят из 5-ти этапов, каждый из которых спортсмен должен проходить в полном обмундировании, т.е. к весу спортсмена +13-19 килограмм. Например, один из этапов, это двухминутный забег, во время которого спасатель настолько выкладывается, что на финише не может даже снять боевую одежду – в этом ему помогают участники команды. Одним словом, тяжёлые соревнования.
Состязания проводились 15-16 сентября в Киеве. В них участвовали команды из Германии, Чехии, Беларуси и Польши. Очень сильные участники из последних двух стран – там спасатели уже давно участвуют в таких соревнованиях.