Украинский медиа-проект Ukrainer рассказал историю гончара из Запорожья Александра Шкаликова, который, работая в собственной мастерской инициирует культурные проекты, изменяющие пространство и людей.
С Запорожьем Александра связывает много жизненных событий. Впервые он попал сюда еще школьником, когда приехал с учителем рисовать окраине Днепрогэса. Позже проводил археологические работы на Хортице. Затем красил одну из мачт. В результате в начале 2000-х развивал здесь роуп-джампинґ.
Александр считает, что необходимо накапливать критическую массу сознательных людей в обществе:
Есть такой символ – Уроборос – змея, кусающая себя за хвост. То это похоже на жизнь в промышленном городе. Если жить в этой парадигме – работать на заводе, чтобы зарабатывать деньги и кормить детей – не хватает времени уже ни на что другое. Ни прыгать с моста, ни кромлехи строить.
Александр, обращаясь к своему археологического опыта, утверждает, что камень и керамика (как искусственный камень) – самые надежные носители информации на земле:
– Люди издавна оставляли на керамике следы своей цивилизации или мировоззрения. Можно найти маленький кусочек керамики и из фрагмента восстановить всю посуду, узнать, откуда она приехала. То есть то, что сделал человек из глины, выпалила и оставила на сотни тысяч лет – это ее информационный отпечаток во времени. И это ответственность, потому что за этим будут анализировать, кто мы были и чем занимались.
Керамист работает в технике ручной лепки. Изделия выжигает в дровяной печи при 1200 ° -1500 ° С, хотя большинство современных мастеров используют электричество. Такой обжиг более непредсказуемым, создает пятна и неровности. Выглядит примитивно, но в этом и заключается художественный замысел. Именно поэтому Александр предпочитает оставлять следы пальцев на изделия, не шлифовать.
Благодаря своей разносторонней деятельности Александр Шкаликов запустил процессы, которые по-новому открывают запорожцам привычные места. Заброшенный берег реки оказывается древним местом добычи камня и локацией ленд-арт фестиваля. Рядовой частный дом превращается в мастерскую гончарства, где можно собственноручно слепить миниатюрную Днепрогэс. А старые электроопоры становятся уникальным объектом урбанистического ландшафта Запорожье.
Фото: ukrainer
Читайте также: