Головна » Общество » Транспорт » Дорога в Европу: Транспортная реформа в Запорожье тормозит, буксует и едва движется

Дорога в Европу: Транспортная реформа в Запорожье тормозит, буксует и едва движется

Новини Запоріжжя

 

Наблюдая за тем, что происходит с пассажироперевозками в Запорожье – сложно поверить, что ситуация может поменяться в лучшую сторону. Люди стоят на остановках и мерзнут, водители постоянно попадают в аварии и не хотят провозить льготников. Муниципального транспорта мало, тот что есть ломается, а иногда и загорается прямо на маршруте.

 

Чтобы приблизить к европейским стандартам качество пассажирских перевозок в Запорожье уже несколько лет говорят о транспортной реформе и подают петиции в мэрию, которые с успехом получают необходимую поддержку горожан.

Реальные изменения в транспортной области, за два года управления областным центром мэра  Владимира Буряка, пока ограничиваются малозаметными шагами, обещаниями  больших автобусов и увеличением стоимости проезда в общественном транспорте.

Собственно, европейский опыт перевозок говорит, что такие привычные нам маршрутки – это украинское ноу-хау, ведь в Европейском Союзе, к которому так стремится интегрироваться наше государство, тесных и жарких, как микроволновые печи, маршруток уже не могут вспомнить и в ночных ужасах. А пассажиров обслуживают комфортабельные автобусы и троллейбусы с эстетичным внешним видом, исправными кондиционерами, интернетом, электронными табло, обогревателями и электронными билетами.

Журналисты inform.zp.ua побывали в европейских странах и посмотрели – как там решили все проблемы с общественным транспортом. Мы выбрали 5 главных отличительных особенностей и спросили мнение экспертов – что можно сделать в Запорожье, чтобы улучшить состояние общественного транспорта.

 

№1 Расписание

 

транспорт Варшава
Расписание общественного транспорта, Варшава, Польша

 

Как у них?

Первое: транспорт ходит по расписанию, посмотреть его можно на остановках, в Интернете и специальных брошюрах, которые есть на станциях или в информационных центрах. При этом, нумерация общая (не так как у нас отдельно все виды транспорта).

Как у нас?

В Запорожье расписание как муниципального так и частного общественного транспорта составляется и висит скорее для “ознакомительных” целей. Водители его не придерживаются, а пассажиры не обращают на него внимания, зная, что вовремя все равно никто не приедет.

 

№2 Билеты

 

билеты Прага
Система билетов на общественный транспорт, Прага, Чехия

 

Как у них?

Второе: единый электронный билет. В европейских странах все виды городского транспорта интегрированы между собой и в них действует единый билет. При этом, говоря «городской транспорт», в Европе имеют в виду автобусы, метро, ​​трамваи, городскую электричку, троллейбусы и фуникулеры. Такого вида транспорта как «маршрутка» ни в Германии, ни в большинстве европейских странах нет.

Единые билеты бывают разные: базовые (на 15 мин или на 5 остановок), групповые (один билет на группу от 2 до 5 человек), проездные на день, на три дня и так далее. Общее у них одно – все они действуют не на один вид транспорта как у нас, и не на маршрут, а дают право пользоваться любыми видами транспорта в течение определенного промежутка времени.

Как у нас?

Билеты в запорожскиъ маршрутках если и существуют то только в теории. На практике водители никому ничего не выдают. Купить билет где-либо помимо водителя просто невозможно. Так создается огромный теневой рынок, где городские власти не могут определить реальные доходы траспортных компаний, а владельцы АТК получают сверх прибыли, при этом постоянно просят о повышении цены за проезд. При этом в некоторых украинских городах уже ввели электронные билеты и постепенно заменили маршрутки на муниципальный транспорт.

 

№3 Оплата услуг

 

автомат-по-продаже-билетов-на-транспорт-в-париже
Автомат по продаже единого билета на все виды общественного транспорта, Париж, Франция

Как у них?

Автоматизация полностью исключает человеческий фактор из процесса сбора средств. Примечательно, города в европейских странах поделены на зоны и единый билет дает право ездить только в той зоне, на которую есть билет. Их можно купить в автоматах или в киосках. Выручка в городском транспорте увеличивается на 20-30%. Будем считать, сколько остается в частных карманах денег от ежедневной выручи в запорожских маршрутках?

Электронный билет – это не просто приближение к Европе. Это выгодно городу. Введение единого билета в муниципальном транспорте поможет получить точную информацию о пассажиропотоке. Позволит оптимизировать график и маршрут движения транспортных средств.

Как у нас?

Пока в Запорожье все оплаты производятся наличными средствами и непосредственно водителю. Билеты в маршрутках существуют, но пассажиры их не требуют, а водители и перевозчики не заинтересованны в том, чтобы кто-то отслеживал поступления кэша в кассу. Ведь тогда намного сложнее будет доказывать “убыточность” маршрутов при очередном повышении цены на проезд.

Ситуация в муниципальном транспорте с билетами чуть лучше. Они всегда есть в наличии. Но сами водители всегда не против “не выдать билетик” – и ежедневно получить “премию” от пассажиров. При этом КП «Запорожэлектротранс» ежегодно получает тысячи гривен помощи из бюджета, как убыточное предприятие. Стоит отметить, что и сами пассажиры в транспорте редко спрашивают билеты и готовы мирится с ситуацией, когда оплата за проезд идет мимо бюджета города.

 

№4 Доступ для людей с ограниченными возможностями

 

маршрутка инвалиды рига
Специально оборудованая маршрутка для пассажиров в инвалидных колясках, Рига, Латвия

 

Как у них?

В европейских странах в общественном траспорте есть пандус, на остановках предусмотрены все съезды и заезды для любых пассажиров. Водитель помогает пассажирам с ограниченными возможностями попасть в автобус. При этом он сразу же спросит, на какой станции особому пассажиру нужно выйти и на указанной остановке вернется к входу и спустит пандус.

Как у нас?

Проехаться обычному пожилому человеку в запорожской маршрутке в час-пик – уже серьезное испытание для здоровья. Доступа же для людей с ограниченными возможностями в маршрутках нет никакого.

По заявлениям городской власти, в Запорожье собираются заменить маршрутки на большие автобусы. Понятно, что одновременно на всех маршрутах отказаться от «Спринтеров» и «Фольксваген» невозможно, – признает власть. Однако эту работу обещает проводить и обеспечить запорожцам более безопасные, комфортные условия проезда в общественном транспорте. Новые большие автобусы будут оборудованы пандусами.

 

№5 Водители

 

водитель автобуса Испания
Водитель городского автобуса, Валенсия, Испания

 

Как у них?

Профессия водителя общественного транспорта считается престижной в Европе. Отбирают молодых девушек и парней, существует реальный конкурс на такие места, так каким платят хорошие зарплаты и предлагают достойный социальный пакет. У водителей есть свой профсоюз, который реально отстаивает права водителей.

Средняя зарплата водителя стартует от 3000 Евро и работает он не более 40 часов в неделю. При этом существуют еще и ограничения в работе на каждый день. Водитель в Европе не может работать с 6-00 утра и до 23-00 вечера ни при каких условиях.

Как у нас?

Профессия водитель не является престижной в Украине. Многие водители не имеют образования, оплата труда находится на низком уровне. Сама работа привлекает отсутствием каких-либо требований к кандидату, помимо наличия водительского удостоверения и выполнения “плана” для владельца компании в размере 1500-2000 грн/в день, в зависимости от маршрута.

Вежливые водители – это мечта запорожцев. В городе увеличилось количество жалоб на хамство водителей маршруток, отказе в перевозке льготников, плохое техническое состояние транспорта. Обращения поступают от участников АТО, пенсионеров, просто горожан. Хотя запорожцам обещали уважительное отношение к пассажирам. Руководителей АТП и водителей неоднократно предупреждали о необходимости соблюдать правила перевозки пассажиров, в том числе льготников. Но пока от маршрутчиков чаще слышишь грубость, чем вежливое «Проходите!»

 

Мнение эксперта

Почему не улучшается комфорт пассажирского передвижения в Запорожье? – поинтересовались мы у Александра Ралика – главы сектора общественного транспорта ОО «Урбан-Рух Запоріжжя велосипедне».

«Направление, которое сейчас выбрано для развития общественного транспорта, верное. Мы конечно еще не видим результатов обещаний из высоких кабинетов. И все же первые шаги сделаны:  заключён договор лизинга, первые 14 автобусов будут уже где-то до конца этого года. Глава  Управления транспорта и связи говорит: они пойдут на маршрут с Арматурного завода (Осипенковский район) на ЖД1. Остальные автобусы будут распределяться в следующем году. Там будут уже решать: либо на Бабурку маршруты на 38-й усиление и на 18-й. Либо будут запускать те новые маршруты, которые были по плану», – разъясняет Александр Ралик.

Подвижной состав, которой есть сейчас на линиях, не отвечает ни требования безопасности, ни требованиям комфортности. Напомним, что Украина приняла “Транспортную стратегию Украины на период до 2020 года” в 2010 году. Бюджетная программа поддержки ЕС транспортной отрасли была начата в 2010 году. Сейчас размер финансирования составляет 29 млн евро. В Украине стартовала транспортная реформа и теперь каждый пассажир заметит изменения. Например, перевозчики не смогут подвижным составом старше 5-ти лет и ниже уровня, чем евро-4 и евро-5, выставляться на конкурсы на маршрут. Сами конкурсы будут проводиться прозрачнее, так-как функции местных властей стали гораздо формализированее.

По последним данным, озвученным на пресс-конференции в управлении транспорта, в Запорожье в 2017 году больше 70 ДТП произошло с маршрутками. Люди страдают, попадают в больницы, к несчастью, есть летальные исходы. Спринтера ездят с достаточно большой скоростью. И все же пассажиры предпочитают именно быструю доставку маршруткой, чем  более медленную троллейбусом или трамваям.

 «Основная проблема скорее в том, что у нас по проспекту Ленина безумное дублирование маршрутов. Около 30 маршрутов проходит через 12 апреля, через одну остановку (!). Это вызывает повышенную конкуренцию, в результате каждый переводчик хочет урвать больше. Сейчас город старается переводить всё на большегабаритный  транспорт, частично хочет  убрать маршруты те, которые дублируются. Но, к сожалению,  это только полумеры. Потому что не уходит основная проблема –  конкуренция за пассажира», – подчеркивает Александр Ралик.

Каждый перевозчик стремится перевезти как можно больше пассажиров. Такой конкуренции среди городского транспорта в Европе нет. Там у водителя другая задача – проехать по графику из точки А в точку Б на исправном транспорте. С точностью до секунды. Есть такой симулятор, разработанный в Германии, UMC-2. Симулируется полностью работа водителя, – объясняет Александр Ралик, – одна из основных задач – это в точности прибыть на остановку, забрать пассажиров и поехать к следующей остановке, а сколько он возьмёт пассажиров, это водителя уже не волнует.

«Сейчас уже есть примеры на постсоветском пространстве, когда вводится  другая системы работы с перевозчиками. Договора с ними заключаются не на обслуживание маршрутов, а фактически на оказание транспортной услуги. Перевозчики получает деньги за километраж на маршруте по графику с соблюдением всех требований. У нас сейчас перевозчики получают деньги напрямую от пассажиров, и от этого зависит их прибыль. Если будем продолжать в том же духе, ничего не изменится», – уверен Александр Ралик.

Общественный транспорт в Европе – это автобусы класса миди: от  60 до 80 пассажиров и full size, а также большие автобусы-гармошки – это более 100 пассажиров. Важный момент, город осуществляет от 80% до 100% перевозок. Власти могут на определенных маршрутах брать себе подрядчиков. В некоторых странах с такими частниками заключаются договора не на обслуживание маршрутов, а плата производится также за километраж.

«В Запорожье сейчас делают полумеру. Хотят закупить 150 автобусов,  первый этап уже начат: заключили договор лизинга. Думаю, что автобусы будут поставлены в полном объеме. Но систему работы вот именно общественного транспорта никто не собирается менять, всех всё устраивает. Всех устраивает то, что перевозчики конкурируют за пассажира», – говорит Александр Ралик.

Другими словами, сейчас в борьбе за каждого пассажира конкурируют Спринтеры, потом будут «Богданы». Ситуация не изменится, -прогнозирует эксперт.

Когда увидим результат транспортной реформы?

Пассажиры ощутят положительные моменты. Улучшится безопасность, комфорт. Автобусы закупаются 100-местные, низкопольные.  Ежедневный транспортный стресс снизит градус, – считает Александр Ралик.

Реформа общественного транспорта будет спотыкаться на сопротивлении частных перевозчиков.

«На Спринтере возить выгоднее для перевозчика. У него там доля прибыли больше, потому что он подаёт экономическое обоснование в город и говорит, что у меня в Спринтере ездит 18 человек, то есть я получаю ну грубо говоря  18 гривен, по гривне с каждого пассажира, а затраты у меня например 17 гривен. И он умалчивает о том, что у него доходы не с 18 человек, не 18 гривен, а с 35, то есть у него 35 гривен. У него маржа гораздо выше. Естественно как бы переходить со Спринтеров никто особо не желает, потому что придётся где-то как-то показывать реальные цифры, – обращает внимание эксперт.

Александр Ралик и его команда общественной организации создали инициативную группу в Facebook и требует от власти опубликовать экономическое обоснование, которые подали перевозчики. Именно на его основании повышен тариф. Таким образом будет понятно, насколько перевозчики занижают свой пассажиропоток. Мы уже рассказывали, что Национальный технический университет проанализировал количество пассажиров на городских маршрутах. Общественные организации уверяют, что разница между тем, что считал ЗНТУ и тем, что дают перевозчики, – огромная! Будут цифры для сравнения, можно будет публично говорить о том, что перевозчики нас обманывают, – прогнозирует Александр Ралик.