Новости Запорожья | Онлайн главные свежие новости за сегодня | inform.zp.ua

Что происходит с топливом для автомобилей и чего требует Европа?

Новини Запоріжжя

Украинский рынок нефтепродуктов преодолел важный этап.  С 1 января планка качества бензина и дизтоплива поднята к европейским нормам. Вступило в силу требование Технического регламента к топливу, которое запрещает оборот бензинов и дизтоплива стандарта Евро-4. Украина ввела стандарт Евро-5, поскольку повышение экологических требований – одно из условий Соглашения об ассоциации с ЕС.

Если сравнивать бензин Евро-4 и Евро-5, то в последнем меньше серы и почти нет бензола и ароматических углеводородов. Можно ли говорить о повышении качества топлива в Украине и в Запорожье, в частности? Проанализировать рынок нам поможет эксперт Олег Серовский – владелец торговой марки «ZOG».

 

Давайте языком водителей: если условно залить 10 литров топлива старого стандарта качества и нового, насколько увеличится пробег?

Ничего не изменится. Стандарт Евро-4 допускает содержание серы в бензинах и дизтопливе не более 50 ppm. Стандарт Евро-5 регламентирует максимально – 10 ppm. Бензол и там, и там 1%. Поэтому моё личное мнение, как человека, который 25 лет занимается нефтепродуктами, никакой существенной разницы для авто от топлива Евро-4 или Евро-5 нет.

Бензин там и там одинаковый.

Европейские экологические стандарты изначально разработаны к двигателям, чтобы продавать дороже автомобили. Появились стандарты Евро-1, 2, 3, 4, 5, скоро, наверное, будет 7. Соответственно, пошли разговоры о топливе, которое должно соответствовать этим усложнениям в двигатели. Хотя есть европейские страны, к примеру – Италия, в которой этил не запрещён, там делается на нем бензин. И, не зависимо от европейских норм, эксплуатируется. От этила никакого вреда автомобилям точно нет. Есть вред экологии, особенно тем слоям воздуха, которыми мы дышим.

Есть требования ЕС, есть необходимость улучшения экологической ситуации. Поэтому с нового года – новый стандарт на дизтопливо и бензин: в стране можно торговать и использовать Евро-5. Топливо, завезённое до 1 января 2018 года, может быть использовано в течение года. Поэтому может встречаться в продаже топливо Евро-4. Оно не запрещено к реализации в Украине, оно запрещено в производстве и к возу в страну. Сегодня 2 украинских нефтеперерабатывающих завода – Кременчугский и Шебелинский – производят все топливо Евро-5, аналогичное стандартам литовского, польского, румынского, казахского, любой страны мира, которая делает топливо Евро-5. На самом деле, главное отличие – это стандарт топлива, а не его происхождение. Ни страна, ни завод роли не играют.

Сегодня 2 украинских нефтеперерабатывающих завода – Кременчугский и Шебелинский – производят все топливо Евро-5, аналогичное стандартам литовского, польского, румынского, казахского, любой страны мира, которая делает топливо Евро-5.

Сегодня автопроизводители столкнулись с другой проблемой. Показатель серы в топливе. Из-за ее недостатка двигатели не получают достаточно смазывающего эффекта. Многие производители двигателей и автомобилей говорят, что необходимо покупать и добавлять ещё дополнительные смазывающие присадки. Получается, с точки зрения экологии: чем меньше серы, тем лучше. С точки зрения функциональности двигателей: чем меньше серы, тем хуже, особенно в дизелях. Палка двух концов. Поэтому дальше снижать количество серы, я думаю, не будут.

Бензин других стран часто встречается на заправках, особенно много белорусского. Какого качества и стандарта это топливо?

Производитель имел значение, пока в Украине действовали другие стандарты. К примеру, Евро-2 на дизель, где действительно серы в сотни раз больше. Огромные цифры – вред экологии и для двигателя. А Белоруссия на тот момент уже модернизировала заводы, и последние лет 5 производит топливо только качества Евро-5. Поэтому водители чувствовали качество, эксплуатационные характеристики, разницу в расходе топлива Белоруссии, Литвы и украинского. За многие годы люди привыкли, что белорусское топливо качественное. Сегодня белорусское, греческое, польское, израильское – одинаковое. Все заводы делают топливо Евро-5. Но осталась привычка: импортное топливо – значит хорошее. С полной ответственностью заявляю, топливо стандарта Евро-5 одинаковое. Производитель никакой роли не играет. Для сравнения. Налей водку разных производителей в разные стаканы. Отличается по органолептическим свойствам, а произведена вся из спирта экстра-5.

Напитки можно «на зуб» попробовать, а как быть с топливом?

Дегустатор – ваш автомобиль. Главный критерий определения качества – расход топлива. Больше всего на это влияет содержание бензола. Что такое “бензол”? Все знают карандаш, внутри графит. Попробуйте взять зажигалку и сжечь грифель. Необходимо колоссальное количество затрат. В графите и в бензоле есть бензольное кольцо, которое нужно тепловыми реакциями разорвать, а это очень сложно. Когда много бензола в бензине, двигатель работает с нагрузкой, увеличивается расход топлива.

Дегустатор – ваш автомобиль. Главный критерий определения качества – расход топлива.

Ещё параметры, которые влияют на качество. У бензина 2 октановых числа. Все привыкли к надписям: А-95, А-92. Правильно надо писать: АИ-92, АИ-95. Буква “И”, которую многие не знают, говорит о том, что «95» выведено исследовательским методом. Есть ещё “моторный” метод определения октанового числа. По стандарту Евро-5 бензин по исследовательскому методу должен быть 95, по моторному – 85. Не многие понимают, зачем эти цифры и что они означают. Это имеет отношения к расходу топлива. Исследовательский метод потребитель может заметить в городских режимах. Несоответствие октанового числа видно при медленной скорости, передвижении “рывками”. Если по городу имеешь повышенный расход топлива, чувствуешь, что нет разгона, возможно, не соответствует октановое число по исследовательскому методу.

Моторный метод даёт о себе знать на трассе. Если нажал педаль газа, а машина не поехала, повышенный расход, значит, что-то не так с октановым числом.

На расход топлива ещё очень влияет прокладка, которая находится между рулём и сидением, под названием “водитель”, он зачастую определяет качество топлива путём самовнушения или «по совету друзей»…

Проверка качества топлива на АЗС

– Если водители, как вы сказали, субъективно оценивают качество топлива, то кто гарантирует соответствие стандартам? Кто проводит проверки?

С этим в стране большая проблема все 25 лет. По европейской директиве, о которой мы говорили, надо не только ввести стандарты Евро-5. Мы должны были ввести обязательный мониторинг проверки качества на госуровне. Или разрешить, или улучшить условия для проверки топлива частными структурами. Что по факту? Государство на протяжении 25 лет фактически топливо не проверяет. Гослабораторий две на всю страну! При том, что с ними ещё и скандалы. Поэтому “дыры” закрываются заказами у частников, которые через каких-то посредников делают проверки.

А качество топлива зависит от погоды, попадания воды в ёмкость, ведь резервуарный парк украинских АЗС не самый модернизированный.
Поэтому сегодня топливо проверяют сами сети АЗС. На всю Украину наберётся лабораторий пять, которые имеют возможности проверить  топливо по всем показателям. Для наглядности: это 22 показателя по бензину и 20 по дизтопливу. Таких лабораторий очень мало, очень дорогие исследования.

Высокая стоимость установки, которая может проверить октановое число: 200-250 тыс. долларов. К тому же, в Украине нет такого оборудования. Ближайшее – под Санкт-Петербургом. В тоже время, мерять октановое число любыми другими приборами в нашей стране не разрешено.

– Вы говорите, качество топливо не проверяется государством. В тоже время утверждаете, что на всех АЗС его качество одинаковое, хорошее, соответствует стандартам. Неужели бизнес такой ответственный?

Всё зависит от хозяина сети АЗС. Он лично или группа компаний несут ответственность перед потребителем. Сами АЗС хотят, чтобы потребитель гарантировано получил необходимое качество.

95% рынка сегодня торгует качественным топливом одинакового стандарта Евро-5

Утверждаю, 95% рынка сегодня торгует качественным топливом одинакового стандарта Евро-5. Все дорожат потребителем. Настолько сложен рынок при таких огромных ценах, которые сложились не по вине сетей АЗС… Мы имеем очень ограниченную наценку…

Динамика роста зарплат и цен на бензин марки а-95 в Украине

– О ценах – подробнее. Всегда говорят: «Доллар вырос, поэтому поднялась цена топлива». Доллар падает, а цены на топливо – остаются на том же повышенном уровне… Почему?

Вся нефть в мире, которая добывается и потом продаётся нефтеперерабатывающим заводам, котируется на бирже. У нефти есть своя цена, которая каждый день меняется, растёт в зависимости от политических кризисов и других факторов. Из этой нефти производят дизель, бензин, мазут. Есть биржи, которые потом котируют готовые продукты. Весь мир, в том числе Украина, привязывает ценообразование нефтепродуктов к ценам, которые формируются на этих биржах. Все компании, работающие в Украине, покупают топливо с привязкой к этим котировкам, произведено оно на Кременчугском заводе или Шебелинке, или приехало из Литвы, или Белоруссии.

Сегодня в цене топлива налогов больше, чем стоимость самого топлива! Это вредительство.

Назову интересные цифры. На границе литр бензина А-95 стоит 14 грн., А-92 чуть дешевле, дизтопливо – 10 грн.\литр. Я думаю, водителям сейчас стало плохо… Я давно в шоке! Не могу назвать иначе, как издевательство над украинским потребителем,  происходящую ситуацию с налогообложением. Акциз подняли: на бензин он составляет 270 евро за тыс. литров, дизтопливо – 100 евро, это без НДС. Считаем, 270 евро за тысячу литров, умножается на курс 35, к этому всему добавляется ещё НДС. Сегодня в цене топлива налогов больше, чем стоимость самого топлива! Это вредительство. Парадоксальная ситуация: огромный акциз, привязка к евро… Пенсии и зарплаты в Украине не привязаны к евро…

В странах Европы потребители видят, куда идут их налоги: на дороги, на экологию. Куда идёт акциз в Украине?! Итог – огромное недовольство потребителя, направленное на нас – продающих топливо. Продающих, но не зарабатывающих на этом. Действующая наценка не даёт возможности даже просто содержать АЗС.

– С 1 февраля вступили в силу новые требования к качеству автогаза, они отвечают европейским стандартам и вводятся в рамках гармонизации украинского законодательства с нормативами ЕС.

С газом отдельная история. Четыре года назад потребление газа в Украине составляло 10-15% от общего количества топлива. Сегодня колоссальный  рывок: половина всей розничной торговли – газ. Вдумайтесь: 50 на 50. С одной стороны газ, с другой – другие 4 вида топлива. При этом акцизный сбор на газ – 50 евро (против 270 евро на бензин). Кажется, хорошая социальная штука. Только напрашивается важный вопрос: почему в одном случае 50 евро может позволить себе страна, остро нуждающаяся в деньгах (в виде налогов), а в другом – нет. Власти должны посчитать, что произойдёт через год, если потребление дизтоплива и бензина просто прекратится. Перейти на газ сейчас стоит порядка 8–10 тысяч гривен, окупается – через 3-6 месяцев. Но есть много «но».

До этого в Украине не было даже стандарта на использование автомобильного газа. Действовали советские ГОСТы на бытовой газ (в баллонах). Его никто не проверял, не контролировал. А если это топливо, нужно проверять минимум два показателя: наличие серы и октановое число. До последнего это даже не проверялось в газе. Да и сейчас ещё не проверяется. Если по нефтепродуктам в Украине есть 10 лабораторий, то по проверке газа одна.

Государство давно устранилось от контроля качества нефтепродуктов, в том числе и автогаза.

Пугающая реальность: на газу ездит половина автомобилистов. При этом никто ничего не контролирует. А как же безопасность? 

Государство давно устранилось от контроля качества нефтепродуктов, в том числе и автогаза. Газовое оборудование – более важная тема, чем даже его качество. Безопасность газовых установок в Украине никто не контролируют. Их ввезли контрабандно, официального ввоза такого оборудования не было. Внешне это мелкие комплектующие, кто везёт в чемодане, кто фурами. Его ввезли несертифицированным. Может быть от хороших производителей, но в Украине его никто не проверял. Значит, никто не несёт ответственности. В Европе такого нет. Там газовое оборудование устанавливают автопроизводители. Это лицензируемая деятельность. А у нас – газ поставят в любом гараже…

Самая крупная деталь – бак производится в Украине на одном заводе, но продаётся без паспорта. Из-за этого никто не знает его точный объем. Появляются претензии: вы мне не долили…

Самое главное: газ в Украине продаётся «с колёс». Везут из России, Белоруссии, Европы. 85% автогаза – импорт. Своими силами Украина закрывает 10%, через год сможет закрыть не больше 5%. Мы очень зависимы. Вдумайтесь! Потребление газа 300 тысяч кубов в месяц. При этом газохранилищ в Украине на 80 тысяч – это на неделю. Для сравнения: если все хранилища залить нефтепродуктами – можно сделать запас на год. Обратите внимание! Весь газ «с колёс». Приходят вагоны, раскачиваются в газовозы, сливаются в модули, которые появились уже везде. Огромнейшее потребление газа в виде его дешевизны. При этом отсутствие хранилищ, отсутствие проверки качества. Я за газ! Ничего не имею против. Но нельзя убивать розницу бензина и дизеля. Снизьте акциз, уровняйте ситуацию! Украина ходит по лезвию ножа с точки зрения импортозависимости газа. В один момент мы можем не справиться.

Автозаправочная станция сети ZOG

– Давайте подытожим: топливо Евро-5, авто Евро-3, какой позитивный экологический результат можно ожидать? В Европе машины регулярно проходят экоосмотр. По результатам выдают зелёный талон. Если авто не отвечает нормам, владельцу придётся платить такой дополнительный сбор, что выгоднее продать старую машину и купить новую.

Согласен, никакого экологического результата ожидать не приходится. В Украине порядка 9 миллионов автомобилей: 3 млн. предприятия, 6 млн.– частники. В Европе на 300 млн. населения – 300 млн. автомобилей, то есть на каждого человека – машина. Страны, которые недавно стали членами ЕС, выбирали путь обновления автопарка через ввоз дешёвых авто.

Топливо Евро-5 на машинах Евро-0 – никакого положительного эффекта для экологии нет!

Европейские 5-7-летние машины намного лучше наших старых «Жигулей», «Таврий», «Ланосов». Они стоят 1000-2000 долларов, люди могут собрать такую сумму и привезти. Почему до сих пор не принято разрешение о массовом ввозе? Страна бы заработала. Потенциально могли заехать 5-10 млн. авто. Каждый бы заплатил по тысячу долларов налогов, как это делали другие страны (Польша, Болгария, Венгрия). Посчитайте: насколько пополнился бы госбюджет – миллиарды! Вместо решения проблемы усугубили ситуацию машин на «бляхах», завели людей в ловушку. Если бы в Украине был серьёзный автопроизводитель и его нужно поддержать – было бы понятно. А так, массового производителя нет, и у меня нет разумного объяснения!

«Ця публікація була підготовлена в рамках проекту «Просування реформ в регіони» за сприяння Європейського Союзу (http://ec.europa.eu/europeaid). Зміст цієї публікації є виключною відповідальністю редакції і жодним чином не відображає точку зору Європейського Союзу.»
Exit mobile version