Головна » Общество » 30 детей родили себе детей: замглавы Запорожского перинатального центра о проблемах общества и работе учреждения

30 детей родили себе детей: замглавы Запорожского перинатального центра о проблемах общества и работе учреждения

Новини Запоріжжя

О том, что нужно чтобы выходить таких малюток, чем «экзотическим» болеют роженицы, о каком оборудовании мечтают запорожские врачи и главное – как родить здорового малыша – рассказала гостья редакции Іnform.zp.ua Наталья Богуславская – заместитель главврача запорожского областного перинатального центра.

Запорожский перинатальный центр работает 5 лет. За это время он спас жизни сотен недоношенных деток. Раньше считалось, что ребёнок весом меньше двух килограмм находится в зоне риска. Теперь в перинатальном центре выхаживают малюток меньше килограмма. Так, из 464 малышей, появившихся на свет в центре в прошлом году, 49 были с критической массой тела.

– Как к Вам попадают роженицы: только по направлению? По откликам, к Вам стремятся попасть будущие мамочки с нормальным течением беременности, поскольку в центре работают одни из лучших врачей.

«Каждый сотрудник хвалит место, где работает. Мы – фанаты нашего дела, потому: Да, мы лучшие! Если не хвалить сотрудников, у них не будет стимула работать, тем более в такое тяжелое время и в такой непростой профессии.

Перинатальный центр – учреждения третьего уровня по оказанию родовспоможения в Запорожской области. Он создавался для оказания помощи пациентам города и области с какой-то экстрагенитальной патологией или все преждевременные роды в сроке до 34 недель. Такие пациентки приходят к нам в клинико-диагностический центр на бульваре Шевченко, 27 (бывшая женская консультация роддома №5).  Составляется план ведения такой беременной и ей даётся направление на госпитализацию. Если какая-то проблема с ребёнком, точно также консультируются со смежными специалистами до рождения и направляют к нам.

Пациенты, которые хотят поступить в центр и у них нет показаний, пользуются правом Конституции – выбор лечебного учреждения. Приходят на консультацию, вносят благотворительный взнос и находятся у нас (либо на родовспоможении, либо лечении какой-то проблемы).

– У Вас все по плану или бывают экстренные случае, когда роженицу доставляют скорой?

«В области работает служба санавиация, она выполняет свою работу в акушерстве на все 100. Если есть пациентка, которой необходима помощь, с которой не могут справиться – выезжает бригада санавиации. Обычно в составе анестезиолога и акушера-гинеколога, они решают вопрос транспортировки такой пациентки и привозят к нам. Такие случаи не запланированы.

Как говорится, все знают, как могут начаться роды, но когда и как закончатся никто не знает. Поэтому как раз экстренной и внеплановой работы в акушерстве всегда больше.

Другое дело наша задача минимизировать риски и быть заранее знакомыми с пациентками, которым предстоит к нам попасть. Поэтому большая доля работы выпадает на плечи клинико-диагностического центра. В зимнее время, когда начинаются транспортные проблемы, женщины, которые имеют багаж нездоровья к концу беременности, физически не могут вырваться из районов области. Для этого существует система дистанционного консультирования, когда их врачи на местах задают определённые вопросы нашим специалистам, получают ответы и направление на госпитализацию в случае необходимости. И мы уже заранее знаем о пациентке, знаем, когда она предположительно будет у нас и чего нам опасаться.

Перинатальный центр – учреждение третьего уровня. Над нами есть ещё 4-й – это Киев. В этом году мы уже отправляли туда наших пациенток, одна из них из Мелитопольского района. После обследования у нас, дистанционно проконсультировались со специалистами Института педиатрии, акушерства и гинекологии в Киеве, выработали план и бригадой санавиации транспортировали в столицу, где она сейчас проходит лечение».          

– Как пережили снежные заносы в этом году?

«Запорожская область учла предыдущий опыт, и пациенты группы риска заранее ложились в стационар, чтобы не было форс-мажорных обстоятельств. И потом в новостях не показывали, как спасатели принимают роды (улыбается). Была другая проблема – эпидемия гриппа. Пациентки с осложнённым течением гриппа или в случаи, если инфекция осложнилась пневмонией, попадали к нам.

На сегодня это порядка 54 женщин, из них – два летальных случая прогремели по телевидению на всю страну. Но, к сожалению, обе пациентки были доставлены в терминальном состоянии и мы боролись за их жизнь (одной в течение часа, другой – 6 часов). К сожалению, помочь женщинам не могли.

Сейчас каждую неделю в Службе акушерства и гинекологии проводятся утренние видеоконференции, связь со всеми районами области. Это не просто обсуждение проблемных вопросов, идёт постоянное информирование, как предупредить такие ситуации. До наших пациентов надо донести важную роль профилактики, вакцинации от гриппа, чтобы снизить процент страшных случаев. Ни женщины, ни дети умирать не должны. Нас не так много, чтобы мы ещё и умирали.

Почему у нас такой негативный имидж на всяких форумах?! Потому что основная наша работа – помощь проблемным (!) женщинам. Беременная не считает себя больной, она не думает о плохом. Когда появляются проблемы, человек психологически перекладывает вину на кого-то другого. Сложно признать, что «я не вовремя пришла к врачу», «вовремя не сделала УЗИ», «я не прислушалась к совету»… Кто-то всегда находится виноватым. Такова тенденция.…

Ещё раз отмечу, когда будет больше пропаганды здорового образа жизни, бережного отношения к себе и окружающим, культа семьи – тогда мы увидим результаты в работе акушеров».         

– Роддома могут выступать своеобразным социальным барометром: как живётся людям, а соответственно как развивается страна. О чем говорит статистика перинатального центра? 

«Здоровье матери и ребёнка – это основной показатель благополучия общества. Мы, врачи, чувствуем контингент пациентов и наблюдаем разные патологии.

Перинатальный центр рассчитан на 2700 родов в год. Если сравнивать 2016 и 2017 год, разница составила – 200 родов. Количество падает. К тому же, наши пациентки болеют разными заболеваниями.

Не устаём говорить: беременность должна быть желанной и планируемой. В большинстве случаев мы видим желанную беременность, но, к сожалению, не запланированную. Женщины имеют какую-то патологию, беременеют, а потом мы пост-фактам сталкиваемся с проблемой и на некоторые рычаги уже не можем повлиять. Потому что ребенок внутри развивается, многие медикаменты противопоказаны. И не можем лечить ту или иную патологию.  Беременная женщина может болеть всем. Нет такого исключения, чем она не может болеть.

Поэтому акушеру-гинекологу приходится прибегать к помощи смежных специалистов. У наших пациенток встречается все. Иногда казуистические случаи. В период эпидемии привлекаем инфекционистов. Честно скажу, в этом году приходилось штудировать медицинскую литературу.

Например, подозревали лихорадку Западного Нила, переносчиками которой являются комары. Диагноз потом был снят, но, тем не менее, один из рабочих диагнозов был именно таким».

– Недоношенные дети всегда ли знак равенства с «нездоровыми»?

«Недоношенные дети, как говорят коллеги педиатры-неонатологи, это всегда качели. Сегодня все хорошо, набираем вес. Завтра случился какой-то срыв и у нас шаг назад. Недоношенный ребёнок требует огромного вложения средств, сил не только со стороны государства, но и со стороны родителей.

На сегодня мы полностью обеспечены препаратами для дозревания лёгких. Это дорогостоящие препараты. Одна дозы стоит порядка 16000 грн. Финансирование полностью легло на плечи государства, и мы полностью обеспечены этими препаратами. У нас нет с этим проблем. Такая поддержка очень важна в первые часы жизни ребёнка.

Но вопросы реабилитации таких деток растягиваются во времени и ложатся на плечи родителей. Если детки находятся в отделение реанимации, то это порядка двух недель. Потом их переводят или в областную детскую или 5-ю детскую на Бабурке. Если видим положительную динамику малыши переходят к нам на второй этап выхаживания, где находиться в течение месяца.

В ноябре отмечается День недошенных детей. В прошлом году мы заранее попросили тех мамочек, которые прошли этап выхаживание таких деток, прийти к нам в отделение со своими эмоциями, историями. Эта встреча стала эмоциональным потрясением.

Наши нынешние пациентки с надеждой и с уверенностью смотрели на тех мам, кто уже был на их месте. Они знакомились друг с другом, обменивались телефонами. Будущие мамы видели состоявшихся мам и тот успех, которых был достигнут

. Я не умоляю работы медицинского персонала, но совет и поддержка того, кто был на твоем месте – дорого стоят. Отдельно отмечу, у нас работает перинатальный психолог. И многие женщины с потерей деток, потерей беременности, с маленькими проблемными детками – приходят к ней за помощью. Психологической помощи не стоит стесняться. Бывают ситуации, когда ни семья, ни близкие не могут помочь. Спасает помощь профессионального психолога и советы тех, кто прошёл через это».

– Как часто отказываются от больных детей?

«Не могу сказать, что отказываются от больных. Отказываются социально неблагополучные пациентки, не зависимо от здоровья детей. Некоторые мамы, не смотря на работу психолога, не хотят видеть своих малышей. Мы работает совместно с социальными службами. Составляются соответствующие материалы. Существует акт не разглашения, поэтому статистика ведётся специальными органами».

– Вы сказали, что полностью обеспечены медпрепаратами, а насколько современное оборудование в перинатальном центре?

«Детская реанимация рассчитана на 9 пациентов, она оборудована дыхательными аппаратами, в том числе дыхательным аппаратом высокочастотной вентиляции. Это самое современное оборудование и позволяет лечить проблемные лёгкие, которые бывают у недоношенных деток и другие осложнения. Мы оборудованы всем необходимым. Но медицина не стоит на месте.

Заглядывая в будущее, побывав на медицинских выставках, мы хотели бы иметь систему первого вдоха. Что позволит прямо в родильном зале или операционной сделать первый расширенный вдох новорождённому, что позволяет минимизировать риски впоследствии. Пока этот аппарат не прошёл регистрацию на территории Украины».

– Раньше существовало такое понятие «старородящие» женщины.  Его могла услышать даже 30-летняя беременная. Сейчас женщины рожают деток и в 40. Терминология сохранилась?

«Такого термина сейчас нет. У многих есть большая разница между детками, когда первый рождён в юности. Потом женщина состоялась в профессии, и семья решается на ещё одного ребёнка. Это уже осознанное родительство.

Сейчас другая проблема – юных первородящих. Одно из направлений работы нашего центра – это родоразрешение несовершеннолетних беременных до 18-ти лет.  Они все рожают в перинатальном центре. За прошлый год их было 30-ть. Самой юной – 13 лет. Юные мамы уходили все с детками, их родители брали на себя ответственность. Случаев отказа от малышей несовершеннолетними мамами не было».

– Участие отцов становится популярным в обычных роддомах. Как это происходит в перинатальном центре?

«Это называется партнёрские роды. Для этого нужно иметь чистую одежду и флюорографию. С этим человеком, прежде всего, должно быть комфортно роженице. Хочется, чтобы тот, кто будет присутствовать на родах, имел хоть малейшее представление о самом родовом процессе.

Раньше бытовало мнение: чужой человек будет контролировать действия медперсонала. Мы приветствуем партнёрские роды. Родственники, которые присутствуют, они видят какая ситуация, как относится персонал, как ведёт себя пациентка – нам легче. Некоторые идут за модой: муж должен присутствовать на родах, но многие выбирают подругу, старшую сестру, будущую кресную. Некоторые приходят с духовной акушеркой – доулой. Да, пожалуйста. Это желание будущей мамы».

– Были случаи, которые вас удивили?

«Радость рождения – это всегда удивительно. Говорю всем пациенткам: роды – это событие со знаком плюс. Радостное событие не должно омрачаться. Поэтому усилия семьи, медперсонала и общества в целом должны быть направлены на это позитивное событие в жизни каждого человека. К сожалению, мы не так много рожаем, чтобы, не дай Бог, как было раньше «попытка неудачным родов». В классическом акушерстве – первые роды – пробные. Нет! Должен быть гарантировано хороший результат».

– Ваши советы тем, кто задумался о продолжении рода. Как сделать, чтобы беременность была не просто желанной, но и запланированной?

«В нашей области есть чудесный центр репродуктивного здоровья и планирования семьи. Там наблюдаются женщины групп риска, с проблемными беременностями, решаются вопросы мужского здоровья. В том числе уже много лет успешно проводятся операции по экстракорпоральному оплодотворению. Служба планирования семьи построена очень хорошо, ее специалисты регулярно выезжают в районы и непосредственно там оказывают помощь.

Жизнь ребёнку даёт женщина, но в любом случае должна быть пара, мужчина и женщина, которые сознательно решили, что им пора становиться родителями. Поэтому они должны прийти на приём к врачу. Мужчина – посетить андролога, женщина – гинеколога и сказать, что в ближайшее время мы ходим стать родителями. Женщина проходит стандартные обследования и подготовку перед беременностью. Она заключается в том, чтобы пройти смежных специалистов и санацию инфекции. Все мы болеем: гланды, аденоиды, песок в почках. В условиях иммунодефицита, который сопровождает беременность, хронические заболевания могут обостриться. Кроме того, отказ от вредных привычек.

Прискорбно смотреть, когда беременные прячутся за углами и курят. Про алкоголь и наркотики я вообще не говорю. Отказ от курения и нормализация избыточного веса – это залог здорового потомства. И, я думаю, через 9 месяцев все это увенчается успехом – рождением ребёнка!