В Запорожской области более полутысячи детей-сирот и детей лишенных родительской опеки воспитываются в приемных семьях. О том, кто сопротивляется уходу от воспитания детей в интернатах? Почему воспитанники таких заведений оказываются в замкнутом кругу? А также о стереотипах в отношении приемных семей мы пообщались с медиа-экспертом «Ассоциации приемных семей» Николаем Колодяжным.
Сейчас в Украине происходит процесс реформирования системы по уходу за детьми-сиротами, лишенными родительской опеки, расскажите в двух словах, что означает эта реформа?
По сути, эта реформа направлена на то, чтобы в Украине развивались семейные формы устройства детей-сирот и детей лишенных родительской опеки, или как эта реформа официально называется – деинституализация.
Институализация ребенка – это процесс передачи ребенка на воспитания из семьи в интернаты, приюты и подобные учреждения, в которых содержатся дети. Деинституализация – обратный процесс, переход к системе, когда максимальное число детей воспитывается в семейных формах. Они могут быть различными, но конечно, идеальным вариантом является усыновление. Однако усыновление не всегда является оптимальным, как с точки зрения семьи, так и ребенка. Поэтому существуют такие формы, как приемные семьи, детский дом семейного типа, патронатные семьи, опекунские семьи и так далее.
Собственно говоря, развитие таких форм, внедрение их как главного системного решения проблемы устройства детей, это и есть та реформа, которая сейчас реализуется в Украине.
Насколько реформа уже внедрилась в Запорожскую область?
Должен сказать, что реформа началась еще более десяти лет тому назад. Тогда была первая волна усыновления. Это был всплеск создания приемных семей и усыновления. К сожалению, в последующие годы эта синусоида пошла вниз, с точки зрения популярности, материальной поддержки со стороны государства. Буквально в прошлом году Украина снова активно вернулась к этому вопросу, когда был подписан Указ Президента о внедрении комплекса соответствующих мероприятий. Существует национальная программа, которая внедряется и в Запорожской области.
К моему сожалению и сожалению коллег из «Ассоциации приемных детей», почему-то в нашей области этот процесс происходит без активного привлечения общественности. С одной стороны, главная суть процесса деинституализации – это развитие семейных форм устройства, но сами представители семейных форм устройства в этом процессе участия не принимают.
Пока складывается ситуация, когда нас без нас женят. Очень хотелось бы достучатся до руководителей области, имею ввиду облгосадминистрации и облсовета, чтобы процесс подготовки этой региональной программы был открытым и с привлечением общественности.
Все ли воспринимают эту реформу как благо? Есть ли сопротивление?
Сопротивление есть и очень сильное, притом с разных сторон. Со стороны самой интернатной системы, которая не заинтересована в том, чтобы прекратить свое существование.
На сегодняшний день в Украине на ее содержание выделяется больше 7 миллиардов гривен в год и по оценкам экспертов, только 15% данных средств тратятся на потребности самого ребенка. Все остальное – это обслуживание этой огромной махины, начиная с материально-бытовых вопросов (ремонтов, закупок продуктов, лекарств и так далее) и заканчивая содержанием аппарата администраций самих интернатов. Поэтому идет глухое непубличное сопротивление.
Более того, сами интернаты часто наполняются воспитанниками искусственно. То есть, на сегодня из 100 процентов детей в интернатах сиротами и детьми лишенными родительской опеки является только порядка 10 процентов. Все остальные – это, как принято говорить, «родительские» дети. Их родители в силу тех или иных обстоятельств передали детей в интернат на воспитание и на содержание. В том числе это происходит и при негласной поддержке со стороны некоторых государственных органов.
Если мы зайдем на онлайн-системы закупок, в том числе и Запорожской области, мы увидим огромные тендеры на поставку продуктов, лекарств, мебели, ремонты и так далее. Это многомиллионные сумы. И зная то, как украинские чиновники умеют виртуозно такими средствами оперировать, мы можем предположить, что тут есть их огромная материальная заинтересованность.
Есть и почти публичное сопротивление со стороны органов власти. Особенно этим запомнился ныне покойный губернатор Запорожской области Пеклушенко, который пребывая в одном из сел, где расположен интернат, сказал: «Я никогда не дам закрыть этот интернат, просто потому, что здесь работает половина вашего села».
Естественно, что если такие учреждения находятся в сельской местности, многие местные жители там работают. Вместо того чтобы решать вопрос трудоустройства для таких людей, эту ситуацию пытаются законсервировать, искусственно наполняя интернаты. По крайней мере, так было до недавнего прошлого, сейчас декларируется обратное – настрой на реформирование, чтобы интернаты постепенно стали невостребованными. Будем надеяться, что этот процесс будет происходить корректно.
Есть еще один момент, это предвзятое отношение к формам семейного устройства со стороны общества. Многие люди осуждают то, что приемные семьи получают материальную поддержку со стороны государства.
Здесь для меня кроется парадокс мышления украинского общества. В интернате на ребенка выделаются на порядок больше средства, чем для приемных семей и детских домов семейного типа. Никого ведь не смущает, что воспитатель, медсестра в интернате тоже получают зарплату и зарабатывает на этом деньги. Я знаю, что подобное отношение оказывает колоссальное давление на приемных родителей и тех, кто задумывается над созданием приемной семьи. Они начинают опасаться, что их обвинят в заработке денег на детях.
Тогда разъясните, почему это не так?
Как я уже говорил, на украинские интернаты в год тратят порядка 7 миллиардов гривен. В зависимости от учреждения это от 10 тысяч гривен до 40 тысяч гривен на ребенка в месяц, если мы говорим об учреждениях с медицинским уклоном. А теперь представьте, что эти средства получает либо биологическая семья, в которой возник кризис, либо семья, которая взяла на себя обязанность по воспитанию ребенка.
При этом в интернатах дети не получают, базовые жизненные навыки. Когда такие дети выпускаются из интернатов, они не подготовлены к нормальной жизни. В итоге, многие из них, когда сами становятся родителями, то отдают уже своих детей в интернаты. По разным оценкам, порядка 30% нынешних воспитанников интернатов – это дети выпускников интернатов. То есть, круг замыкается.
С другой стороны, в общем, дети, воспитанные в семейных формах, в разы успешнее чем, выпускники интернатов. Это в интересах самого ребенка, который становится более подготовленным к взрослой жизни. То есть, приемная семья – это и выгоднее с точки зрения бюджетных средств, ведь приемная семья получает на порядок меньше средств, чем те, которые тратятся на ребенка в интернатах.
Если говорить о нынешней ситуации в Запорожской области. Какое соотношение детей, воспитывающихся в приемных семья и интернатах?
Есть интересная статистика прошлого года, но я думаю, что пропорции остались на том же уровне. В прошлом году в интернатах области находилось 280 детей сирот и лишенных родительской опеки, а в приемных семьях – 550 детей. То есть, в приемных семьях воспитывается в полтора раза больше детей, чем в интернатах. Остальные, как я уже говорил – это «семейные» дети, у которых либо родители передали свою ответственность на плечи государства, либо сами интернаты подтолкнули этих родителей к такому шагу.
То есть, у общества осталось искривленное восприятие данной ситуации. Если хочешь помочь сиротам, нужно идти в интернат, хотя большее количество детей-сирот сейчас в Запорожской области воспитывается в приемных семьях.
Могу сказать, что воспитание детей, которые пришли в приемную семью из интернатов – это тяжелый труд. У этих детей может быть деформированная психика, психологические травмы, агрессия. Это повседневный труд настроить ребенка на конструктив и развитие в положительном ключе. Приемным семьям также нужна поддержка и материальная и моральная, со стороны общества. Но наше общество это зачастую не осознает.
Возвращаясь к вопросам финансирования семейных форм воспитания, откуда идут источники финансирования: государство, неправительственные организации, пожертвования граждан?
Они получают поддержку со стороны государства и на сегодняшний день. Это главный источник финансирования. Правда, он за последние пять лет не менялся, несмотря на то, какие события происходили в Украине за это время. В связи с инфляцией, в гривне эта поддержка осталась прежней, а фактически стоимость товаров и услуг возросла.
Значительную поддержку оказывают различные благотворительные организации, как правило, имеющие отношение к большим религиозным общинам украинским и международным. Они помогают решать материально-бытовые вопросы, организовывать процесс воспитания, обучения детей. Есть хороший пример – это международные христианские организации. Они организовывают отдых для детей в летнее время.
Если говорить о донорских, грантодающих организациях, то категория детей и приемных семей остаются вне их поля зрения. Может быть из-за того, что, по их мнению, этот вопрос должно решать само государство или из-за того, что у них такой проблемы уже давно нет, и они просто не осознают ее существования в Украине. На сегодняшний день, поддержка со стороны донорских организаций скорее редкое исключение, чем правило.
А простые украинцы помогают?
Здесь работает сложившийся стереотип, что дети-сироты находятся исключительно в интернатах и туда необходимо везти подарки, материальную помощь и так далее. Этот стереотип сохраняется и поэтому зачастую обычные граждане и бизнес, оказывающие поддержку сиротам, не обращают внимание на приемные семьи.
Сейчас мы пытаемся этот стереотип разрушать. Мы говорим о том, что больше детей-сирот находится в приемных семьях, и если нужна поддержка интернатам, то это должны быть не конфеты, телевизоры, игрушки – этого всего там достаточно. Больше им нужно время и внимание.
С какими проблемами сталкиваются дети с инвалидностью в интернатных учреждениях?
Это и сугубо медицинские проблемы, такие дети требуют особого питания, ухода, реабилитации и других необходимых процедур.
Есть проблемы социализации, обучения навыков ухода за собой. В интернатах, где сосредоточено много таких детей, у воспитателей, нянечек просто физически не хватает времени, чтобы уделить достойное внимание каждому отдельному ребенку. Это, к сожалению то, что интернат не может дать по своей природе, воспитание ребенка это не конвейер.
Насколько сложно устраиваются дети-сироты с инвалидностью в приемные семьи?
Это проблема для украинского общества. Не только организационно-материальная, но и ментальная. Я общался с семьей, которая взяла к себе на воспитание детей с тяжелой патологией. Они говорят о том, что просто боятся выходить в общество, постольку на них тыкают пальцами.
Этот страх, перед тем, что общество их не примет, будет высмеивать, он играет большую роль в том, что родители отказываются от таких детей и в том, что таких детей неохотно берут в украинские семьи, хотя за рубежом ситуация абсолютно другая. Приемные семьи берут их к себе, и общество относится к пониманию к детям с тяжелыми патологиями.
Отслеживаете ли вы судьбу детей, которые воспитывались в приемных семьях?
Ярче всего это наблюдать на примере судеб детей с патологиями развития. Благодаря постсоветскому наследию у нас принято считать, что если родился ребеночек с серьезными патологиями развития, то лучше его отдать в интернат, где о нем лучше позаботятся.
Печальные реалии таковы, что в украинских интернатах они не получают необходимой медицинской, реабилитационной и другой помощи, которая позволит им прожить жизнь максимально долго и наполнено. У нас их фактически отправляют доживать жизнь в интернатах.
При этом я видел, как такие дети попадают в приемные семьи и за год меняются из «заморыша», вдруг расцветают, раскрываются в физическом и психологическом плане. Они начинают осваивать буквы, цифры, учится за собой ухаживать, хотя в интернате на них уже поставили крест. Это все происходит из-за того, что есть обычное человеческое внимание.
Мы говорили о значении воспитания детей в семейных формах с точки зрения государства, бюджета, социализации, а как сами дети относятся к возможности воспитываться в приемной семье?
Мне доводилось общаться с детьми, которые воспитываются в разных приемных семьях, которых забрали из различных интернатов, но самую яркую фразу мне сказала девочка в приемной семье. Я ее спросил, что у нее в интернате есть новые телевизоры, компьютеры, ремонты и так далее, почему тогда ей лучше находится в приемной семье? Она дала мне один просто ответ: «Здесь есть с кем поговорить». Вот, что самое важное для ребенка, – найти понимание поддержку и то самое обычное семейное тепло, которые дети, растущие в семьях, воспринимают как само собой разумеющееся.
Фото Inform.zp.ua.