Вокруг чего-то нового, инновационного всегда возникают мифы. И даже когда от новизны с инновационностью не остается и следа, мифы эти продолжают жить. Что ж, самое время их развеять, прокатившись в маршрутке «Бас-Тура».
Запланировав поездку в Приморск, я открыл sms-сообщение, которое мне «заботливо» прислал «Бас-Тур», сохранивший меня в своей базе с прошлых лет, и позвонил на предложенный номер. В телефоне отозвался автоответчик, который сообщил, что мне скоро перезвонят, и посоветовал в ожидании звонка заглянуть на сайт компании. Так как перезвона все не было, я воспользовался подсказкой и открыл Интернет-страницу «Бас-Тура».
С виду вполне исправный и нарядный электронный магазин предложил мне купить билеты туда и обратно с привлекательной скидкой, для чего оплатить их через карту «Приватбанка» или терминал банка наличными. В этом месте началась затяжная бодяга, в ходе которой LiqPay-пароль от банка не приходил, а времени и желания возиться с недоработками этого сервиса не было. Пришлось «сесть» на телефон и, проявив настойчивость, таки дождаться перезвона диспетчера. Объяснив ему, что заказ я сделал, но оформить его до конца и оплатить через терминал у меня не выходит, я получил исчерпывающий в своей простоте ответ: «Заплатите водителю наличными». Стоимость билета при этом почему-то «выросла» на девять гривен, но вариантов, как говорится, не было – я согласился. С другой стороны, возник вопрос: так в чем же бизнес, если цена билета плавает в зависимости от предварительной или непосредственной оплаты, прихоти диспетчера и других мало понятных факторов? Но таковы, очевидно, особенности маркетинга и «лоу-коста» от данной компании. Теперь, собственно, о трех мифах-китах, на которых держится «Бас-Тур»: удобстве, экономии времени, честном бизнесе.
Миф 1. Удобство
В том, что система электронной продажи билетов у «Бас-Тура» хромает и грешит непонятными компромиссами, я убедился еще раз, когда рано утром сел на универмаге «Украина» в маршрутку с мистической надписью под лобовым стеклом «Нерегулярнi перевезення». Сначала у водителя в списке не оказалось молодой пары с маленьким ребенком и пришлось в срочном порядке созваниваться с диспетчером. Звонки-перезвоны закончились тем, что водитель взял на борт незадачливых отдыхающих, но, переехав через дамбу, словно очнулся и стал требовать с них оплату в полном объеме – 340 грн. «Но я уже оплатил», – возразил отец семейства. «Ничего не знаю, – сказал водитель, кстати, на редкость болтливый товарищ, – я вас отвезу, а у меня потом из зарплаты эти деньги вычтут». Пришлось паре с ребенком снова звонить диспетчерам – их у «Бас-Тура», как оказалось, много, и они далеко не всегда передают информацию по смене.
Когда вопрос был, наконец, урегулирован, на Космосе в маршрутку сел парень, который заявил, что у него доплата, и вручил водителю 50 грн. Снова началась тягомотина с громким, на весь салон, выяснением, где и когда была внесена основная сумма. Парень оказался с норовом и потребовал, чтобы водитель сам разбирался со своим «левым сервисом».
Стоить ли говорить, что раздерганный с утра водитель, который одной рукой держал руль, а другой звонил, не вызвал доверия у мамашек с детьми, которые тут же стали голосить, чтобы он следил за дорогой, а не болтал по телефону. Но водитель, разобравшись с доплатой, начал переговариваться с коллегами из других маршруток, выясняя, где на дороге стоят посты проверок (дело было вскоре после смертельной аварии маршрутки в Житомирской области). В результате первая часть пути пролегла по убитому асфальту через Балабино. Еще больший трэш ожидал пассажиров на участке пути от Васильевки до Токмака и оттуда в сторону Приморска. Этот маршрут водитель предпочел мелитопольской трассе, чтобы снова объехать посты проверок – что, кстати, наводит на мысли, что с документами у него явно не все было чисто.
Как только поднялось солнце, в маршрутке стало нестерпимо душно, но попытка переоткрыть люки на забор встречных потоков не увенчалась успехом – люки прикипели словно намертво. Само собой, о кондиционере оставалось только мечтать, сопоставляя модную картинку «Бас-Тура» в Интернете с реальностью. К духоте прибавилась самая настоящая морская качка, хотя до моря оставалось еще около ста километров – это водитель начал на скорости объезжать ухабы и рытвины. Вдобавок к этому в разогретую голову забивало гвозди FM-радио, включенное в салоне, и безостановочный трёп водителя: о ремонте дорог, случаях в пути, превратностях профессии – благо, свободные уши в лице доброжелательного дедка на переднем сиденье были.
Параллельно водитель не стесняясь брал «попутчиков»: женщину с ребенком и груженой помидорами тачкой, бабку со взрослым внуком и тремя мешками орехов. Конечно, выручать людей надо, особенно в наше нелегкое время, но когда они стоят у тебя на голове вместе со своими «клунками», согласитесь, удовольствия мало.
Миф 2. Экономия времени
Прямиком из мифа о комфорте, на который в раздолбанном и потертом «Спринтере» рассчитывать не приходится, следует миф о сэкономленном времени. У ворот своей базы в Приморске я оказался через 4 часа 20 минут. Практически за это же время можно добраться до места с центрального запорожского автовокзала – имея при этом на руках реальный билет с реальной страховкой. К слову, обратная дорога заняла у меня и вовсе почти пять часов. А все потому, что водитель – теперь поношенного «Фольксвагена» (см. фото) – отправился добирать пассажиров «до кворума» в Приморский Посад, совершив тем самым немалый крюк. Эту одиссею по разбитым пыльным дорогам и старинной брусчатке в селе Шевченко я запомню надолго. И попутная возможность полюбоваться ветряками Ботиевской ВЭС в качестве компенсации потерянного времени и здоровья – утешение слабое.
Миф 3. Честный бизнес
Как уже было сказано, честный бизнес проверок на дорогах не боится. Но не это самое главное. Для меня честный бизнес связан прежде всего с заботой о клиенте. И если этой заботы не наблюдается, значит его, клиента, воспринимают исключительно как объект получения выгоды. Разумеется, кто-то может назвать онлайн-сервис, недавно введенный «Бас-Туром», как раз такой заботой. Но, как по мне, начинать улучшения надо не со способа побыстрей получить деньги запорожцев, а с основной услуги – собственно, пассажирской перевозки.
Несмотря на несколько лет упорного полулегального труда на рынке региональных пассажирских перевозок, владелец «Бас-Тура» так и не потрудился заняться обновлением автопарка или хотя бы модернизировать действующие авто. От лица «Бас-Тура» людей возят обычные убитые маршрутки, которых по стране тысячи и в которых то и дело гибнут ни в чем не повинные пассажиры.
Соглашаясь на переезд «от дома до базы», вы полностью отдаетесь на волю водителя, который готов импровизировать с маршрутом – чтобы избежать проверок, брать стоячих пассажиров с мешками и тачками – чтобы подкалымить, и гнать по ужасным дорогам, чтобы наверстать упущенное. При этом нет никаких гарантий его адекватности и здоровья, а также надлежащего технического состояния маршрутки. Остается разве что надеяться на Бога и молиться.
Максим Сологуб
Фото автора.