В Украине проходит множество реформ, среди которых и медицина. В 2019 году начали действовать новые правила вызовов на которые приезжает «скорая». Изменения вызвали множество обсуждений и слухов.
О том как, на практике выглядит сейчас работа «скорой помощи» мы узнали у первого заместителя «Свободного профсоюза медицинский работников Украины» Анатолия Сидоренко.
Какие вызовы принимает «скорая помощь» по состоянию на февраль 2019 года?
На данный момент мы принимаем все вызовы. Я скажу немножечко шире. Ситуация сложилась такая, что скорая медицинская помощь оказалась между двух огней. С одной стороны это представители МОЗ, которые говорят, что скорую помощь не нужно вызывать ни на температуру, ни на давление – это не экстренные вызова. И с другой стороны – это наше население, которое когда возникает какая-то беда, то вызывают службу скорой помощи.
Законодательно на данный момент у нас есть одна постанова КМУ 2012-го года №1119, на основе которой мы работаем. Там говорится, что есть экстренные и не экстренные вызовы.
К экстренным вызовам относятся потеря сознания, судороги, внезапное нарушение дыхания, то есть у человека норма 16-20, он начал дышать 3-4 – это так для примера, чтоб было понятно. Рвота, не просто рвота, а рвота кровью. Острая боль в брюшной полости. Острая боль в грудной клетке. Вот на такие вызовы выезжает служба скорой помощи.
Плюс острые инфекционные заболевания, плюс различные ДТП, отравления, травмы, укусы животных.
Другие вызовы, «неотложка» мы их называем – головная боль, повышение температуры, так написано в постанове КМУ. Артериальное давление – эти вызовы относятся к не отложным.
Согласно реформе их должна обслуживать неотложка, созданная поликлиникой и так называемые семейные врачи. Если брать в общем во всей стране, то неотложка у нас только в некоторых городах Украины. В Запорожье, неотложка у нас есть во всех поликлиниках, но она работает с 8 утра и до 8 вечера.
Согласна постанове КМУ, если неотложка не работает ночью или она не может принять вызов в течении дня, то выезжает служба скорой помощи. Какой нюанс? Если к экстренным вызовам мы должны доехать за 10 минут, то когда вызов поступает по неотложке, то в течении часа. Вот такие вот параметры у нас.
К сожалению, законодательно представители МОЗ, которые сейчас занимаются реформами, не узаконили ни протоколы, по которым принимают диспетчеры и они могли бы законно сказать: «Нет, скорая помощь на этот вызов не поедет».
Потому возникает много жалоб на диспетчерскую службу: «Мы звоним на 103, говорим, что у нас высокие цифры давления, а скорая помощь не приезжает, не хотят принимать вызов». Возникают конфликты и к сожалению, страдают прежде всего работники скорой помощи.
Насколько я понимают появилось определенное разграничение в вызовах, которые принимают «скорые» и те, которые должны принять семейные врачи. Что происходит с теми пациентами, которые не подписали договора с семейным врачом?
Если честно, возникают проблемы. Я вот буквально после суток. Ситуация такая: родственники забрали маму больную из села, привезли домой, попытались вызывать семейного врача.
Семейный врач говорит: «Подождите, она у меня не задекларирована, она не проживает здесь, почему я должна приходить к Вам домой и смотреть Вашу маму». Вызывают службу скорой помощи.
Приезжает служба скорой помощи и говори: «Подождите, мы конечно привезём, ей надо обследовать, но она не в этом районе проживает». Опять же, страдает кто? Страдают больные люди плюс та скорая помощь, которая пытается как-то помочь данному больному или больной и куда-то её госпитализировать.
То есть, здесь не всё продумано в этой реформе. И к сожалению, не обдумав, а уже с 1 января 2019 года это всё заработало и вот так вот жёстко ставятся вопросы. Это может навредить не только здоровью, но и жизни таких больных, пострадавших. Но к сожалению, так.
Уменьшилось ли число вызовов, на которые выезжают врачи «скорой помощи», в связи с нововведениями?
Говорю правду. Конечно, количество вызовов уменьшилось. Мы проводили анализ за прошлый год по Запорожью. Почему уменьшилось? Во-первых, уменьшилось количество населения нашего города.
Плюс немного диспетчерская служба начала всё-таки дифференцировать вызовы и передавать вызовы на неотложку. Спасибо городу, были закуплены по поликлиникам машины, были закуплены медицинские сумки, медикаменты, с которыми они могли бы приезжать и немножко разгружать службу скорой помощи.
Ситуация в общем-то сложная, мы пытаемся из неё как-то выходить. Самое интересное то, что в СМИ появилась уже такая памятка «Как нужно вызвать скорую помощь, чтоб она приехала». То есть, изначально вызывающий говорит неправду, допустим, рвота с кровью, без сознания, срочно приезжайте. Мы приезжаем, а там совершенно другая ситуация и говорят: «Ну, если бы мы так не сделали, то вообще бы никто не приехал». То есть, людям, наверное, выбрать не из чего или они не могут дозвониться своему семейному врачу, по разным причинам.
За границей просто. Если бригада скорой помощи приехала необоснованно, там платят штраф. И это всё быстренько вылечилось. У нас же в Фейсбуке, на интернет сайтах, в газетах описывают, как обмануть диспетчера, чтоб оперативно приехала скорая помощь.
Это не есть хорошо. Потому что когда действительно бригада должна выехать на ДТП или падение с высоты, в это время мы приезжаем на вызов, кому-то снимаем кардиограмму, кому-то меряем давление и рекомендуем, какие медикаменты принимать. То есть, чья-то жизнь может пострадать только потому, что скорая помощь ездит необоснованно на другие непрофильные вызовы.
Повлияло ли это на оперативность работы?
Смотрите, у нас заработал единая центральная диспетчерская, где диспетчеры в электронном режиме очень оперативно передают вызов непосредственно самой бригаде – это один момент.
Второй момент, за счёт чего увеличилась оперативность – бригада, которая ближе всего к вызову, который экстренный. Она не едет с базы, она едет оттуда, где данная бригада находится.
Какие проблемы? Недавно была проблема – вырезали кабель. У нас на ул.Артёма единая диспетчерская служба, где принимают вызовы в телефонном режиме. Там стандартный телефон и вырезали кабель. Такие случаи неоднократно были, и действительно тогда оперативно работать невозможно было. Вот в такой стране мы живём.
Второй момент – если Вы ездите сейчас по дорогам, по таким дорогам передвигаться оперативно стало уже трудно. Получается так: прошла зима, снег сошёл и с асфальтом что-то происходит. По такому асфальту проехать – это просто угробит наши машины. Следующая проблема – это наш транспорт непосредственно. То есть, у нас нет единой целевой программы, чтоб закупала машины в службу скорой помощи. На данный момент около 40% машин нам нужно менять.
Читайте также: Чи справді українські полярники працюють «перевертачами пінгвінів» (Фото, відео)
Запорожская область не вошла в пилотный проект. По закупкам мы можем надеется только на областной совет. Но областной совет не может закупить то количество машин, которое нам необходимо. Потому что одна машина с аппаратурой современной стоит около 2,5млн грн. То есть, вот эти реформаторы, которые сидят в МОЗ, они об этом должны задуматься. Потому что у нас сейчас скорая помощь заносит все хвосты недостатков этой реформы. А
так в принципе, если брать статистику по Запорожью, мы работаемоперативно. Лучше конечно задать вопрос тем людям, которые вызывают скорую помощь. Но наш анализ показывает, что мы пытаемся за 10 минут достигнуть оперативно и помочь пострадавшему.
Какой уровень обеспечения бригад «скорой помощи»? Как бы вы оценили нынешнюю ситуацию?
Ситуация ухудшилась. Если брать в сравнение 2018 год, мы финансировались из 2-х источников. Из облсовета, который нам регулярно неплохо помогает и помогает сейчас. И из бюджета.
Теперь бюджет, имеется в виду государство, на скорую помощь нам ничего не выделило в этом году, только субвенция. Количество закупленных медикаментов, естественно уменьшилось. МОЗ и говорит: «Не вызывайте туда-сюда, потому что денег на это не дали мы». А там уже как-то там что-то сработает.
Очень много вопросов к новым реформаторам, мы только за реформы, мы считаем то, что сейчас происходит, никуда не годится. Нужны новые машины, нужны муляжи, нужен учебно-тренировочный центр, нужно идти вперёд.
Но к сожалению финансирование оставляет желать лучшего. Если брать бюджет всей Украины по здравоохранению, нам обещали, что это будет 5% от валового дохода, а оказалось не 5%, а еле-еле до 3%. С таким бюджетом идти строить реформы – это дорога вниз.
Какие проблемы стоят наиболее остро?
По скорой помощи самый острый момент – это кадровая ситуация. Я боюсь, что к концу года количество бригад у нас уменьшиться по причине кадрового голода водителей. К сожалению, заработную плату работникам службы скорой помощи не подняли.
Водители, получающие 2500грн(водитель, который только приходит на работу в скорую помощь получает 2500грн), семью кормить естественно не могут. Сейчас у нас свободна дорога заграницу в Польшу, в Чехию, Словакию. Они уезжают, работать некому.
Какой выход нашло МОЗ? Они решили сделать парамедиков, дать им права и они будут водить машины скорой помощи и оказывать скорую помощь. Это неправильный путь. Каждый должен заниматься своим делом. Одни должны лечить, другие должны возить.
Это моё мнения, я считаю, что я уже в службе скорой помощи больше 20 лет работаю, и на скорой помощи водитель должен быть профессионалом. Потому что иногда нужно будет быстро ехать, иногда нужно маневрировать, заехать во двор так, чтоб машина подъехала как можно ближе к пострадавшему.
К сожалению, здесь большой провал у нас.
Вы же поймите, если специалисты, которые работают на скорой помощи, им тоже не поднимать заработную плату, они тоже все разбегутся. Мы неоднократно поднимали вопрос, а сколько же будет получать, парамедик, цена вопроса? Ответа мы не получили. Вот пока в таких условиях работаем.
Есть ли дефицит кадров?
Существует дефицит по врачам и по водителям. По фельдшерам пока ещё небольшой дефицит, но тоже думаю мы к этому придём, если наши сотрудники получат корочку парамедиков и посмотрят на свою зарплату и посмотрят на зарплату в ближайшей Польше. Чтоб было понятно – это 1500 евро. Причём там отменили всякие законы, экзамены для таких специалистов. Вопрос кто будет работать у нас за 3000-4000грн, если можно поехать и зарабатывать гораздо больше.
В МОЗ сообщали, что будут введены новые системы обучения для работников скорой медицинской помощи, работают ли такие центры в Запорожской области?
Хороший вопрос. Центр у нас организовался. Но пока в этом центре есть помещение, которое требует ремонта. Для этого центра нужно закупить современные муляжи. Учить наши сотрудников повышать свой профессионализм на бумаге и на картинках, и на доске с мелом никуда не годится. Один из муляжей, самый простой, стоит около 50 тыс грн – это тоже деньги. Современные муляжи – до миллиона. Вот это большая проблема.
Да, МОЗ сказал, что нужно учиться, нужно делать центры. Но опять же, система МОЗ нам не выделила на это ни копейки. Мы сейчас обращаемся к депутатам городского, областного совета, к депутатам Верховной Рады. Сейчас надеюсь, идут выборы, может кто-то нас услышит и пойдёт нам навстречу.
Читайте также: В Запорожье судят экс-руководство одного из заводов
Мы согласны учиться. Создан центр, есть преподаватели. То есть, они прошли соответствующие курсы подготовки и могут это доносить. Но опять же, на пальцах это никуда не годится. То есть, шаг есть, но всё упирается в финансирование к сожалению.
Как будут финансироваться «скорые» в Запорожской области?
Пока всё грустно. С 2020 года все медработники, работающие в системе здравоохранения Украины, будут финансироваться из одного источника – Национальная служба здоровья. То есть, вся наша служба скорой помощи, это у нас 3 юридических лица – это Мелитополь, там есть главный врач, ТМО так называемое, там есть директор, и Запорожская станция скорой помощи, там есть тоже главный врач. Они будут все расформированы, и будет создана единая организация, я её называю канапэ – коммунальное неприбыльное предприятие.
Ни одного законодательного акта, приказа, как это должно выглядеть, не существует. Но есть закон, который подписал президент, проголосовала Верховная Рада, что с 1 января 2020г перейдёт на вот такое финансирование.
Мы будем финансироваться из Киева. Как там увидят, сколько нам дать? Мы задавали эти вопросы – никто не знает. Ответов мы ещё никаких не получили. Мы сейчас готовим в областной совет соответствующее письмо, чтоб обратили на это внимание депутаты областного совета. Они должны проголосовать за такой переход. Я бы поступил так: есть 5 пилотных проектов, которые были объявлены в Украине.
Чтобы они поэкспериментировали переход из старой системы в новую. Посмотрели, какие есть отрицательные моменты, какие есть положительный и тогда на всю страну. К сожалению, нас не услышали, мы об этом говорили в Киеве представителям МОЗ.
Нам сказали: «Нет, есть закон, он подписан, и Вы будете финансироваться так, как прописано в законе». У нас большая-большая тревога и настороженность. Почему? Потому что до этого мы видели – нам не хватает денег на что-то, мы идём в областной совет, выносим на обсуждение, нам идут навстречу и нам дополняют. Теперь нужно ехать в Киев, как-то аргументировано говорить, что вот нам нужно финансирование дополнительное и как-то выбивать деньги.
Читайте также: В облэнерго прокомментировали ситуацию с завышенными платежками по электрике
Мало того, они никак не могут определить, вообще за что и как должен получать работник службы скорой помощи. То есть, если семейный врач понятно, от количества тех людей, которые подписали декларацию, то у нас непонятно. Мало того, часть людей в МОЗ сказали, что от количества вызовов. Но тогда получается абсурд. Значит что, нужно делать, чтоб было больше вызовов, тогда у нас будет больше заработная плата? Но это тоже никуда не годится.
Это равносильно с пожарниками – есть пожары, мы пожарных оставляем, нет пожаров, значит, пожарных сокращаем. В общем, очень много нюансов, которые ещё до сих пор не продумали и уже хотят вводить в систему.
Какие изменения должны произойти в ближайшее время в системе «скорой помощи»?
Сейчас ведутся переговоры с областным советом, ведутся переговоры с МОЗ. Я как перший заступник вільної профспілки медичних працівників України, мы активно в этом участвуем. У нас до сих пор ещё трудовой спор по сохранению наших специальностей, оплаты представителей министерства здравоохранения. Самое обидное, что мы пока не можем понять, есть ли у нас министр здравоохранение, нет министра. Кто будет отвечать за те движения, которые делают в системе здравоохранения? Какие риски? Мы пытаемся вникать в проблему, пытаемся идти на переговоры.
Что радует, что департамент и областной совет идут навстречу и совместно думаем, как выходить из этой ситуации. И чтоб реформы, которые действительно нам нужны, они не повлияли ни на количество населения нашего, не ухудшили состояние здоровья наших людей. В общем, как-то так.
Как вы оцениваете нынешние реформы? Какие плюсы и минусы, на ваш взгляд, у нее есть?
Плюсы в том, что реформы всё-таки начали работать, есть там позитивные моменты. Минусы – прежде чем реформировать, нужно все плюсы и минусы рассчитать, потому что это человеческие жизни. Если там реформа по полиции – это одна история, а реформа по здравоохранению – это наше с Вами здоровье.
Никто не хочет в период реформы стать инвалидом или умереть раньше времени. Но к сожалению, с такими не всегда обдуманными шагами всё идёт к тому, что потери будут. И к этому надо психологически, к сожалению, быть готовым. То, что их надо делать – однозначно.
Вот по ситуации в Запорожье: госпитализируем больного в одну больницу, а там говорят: «нет, мы это не лечим, везите в другую», привозим в другую, там тоже говорят: «мы это не лечим, везите в другую». И так получается, этого больного возим по всем больницам. Так не должно быть.
В развитых европейских странах есть стационар, есть отделение специальное, в которое привозят больного, его принимают, в течении суток ставят диагноз и без каких-либо проблем. Не мучиться в этих машинах по этим дорогам нашим пациентам вместе с сотрудниками службы скорой помощи. Так что надо менять, надо эту систему рушить. Только так продуманно и грамотно, чтоб никто не пострадал.
Опыт каких иностранных государств был бы интересным для Украины?
Если брать историю, то оптимальный Белорусский вариант. Если брать ЕС, то система немецкая здравоохранения.
Нас же направляют в канадскую. Но опять же, в канадскую наполовину. В Канаде здравоохранение бесплатное. У нас же уже по первому закону оно платное, только 50/50. Никто не посмотрел на Конституции 49-ю статью, и никто её не отменял, но уже закон принят, подписан и он работает.
Я считаю, что здесь нужно задуматься о страховой медицине. Когда есть государственное медицинское страхование, это много решает проблем и вопросов. Мы же пошли, с моей точки зрения, по другому пути. Но говорят, что МОЗ виднее. Время покажет.