Запорізькі мости – біль мешканців Запоріжжя. За 15 років багаторічного будівництва забулося, навіть, яким планувався мостовий переходів через Дніпро: з аркою у вигляді «лані, що біжить». Тяжкі опори – це вже варіант другого проекту. Як закінчити будівництво сторіччя?
Запоріжжя самотужки ніколи не вирішить глобальну проблему, тому надія на парламент. Вибори – час обіцянок. Сподіваємось, партії, які дискутували в запорізькій студії «Максимум» (101,8 FM), дотримаються планів. До дискусії запрошені представники партій та мажоритарники, які балотуються до Верховної Ради. Наводимо «цікавинки» дискусії.
Чому промислове Запоріжжя не побудувало мости?
Дмитро Сірий – кандидат в народні депутати, самовисуванець, депутат міської ради, юрист, психолог
Недостроенный мост – одна из проблем города. Вторая – переправа через ДнепроГЄС. Эти две транспортные артерии держат в заложниках жителей Правого берега. Почему? С моей точки зрения, влияют 2 фактора. Халатность, причем, с двух сторон. С одной – народный депутат, который избирается от округа. В данном случае можем говорить о двух нардепах – от Хортицкого и Вознесеновского районов, другой – избирался от Днепровского и Заводского. Второй фактор – бездействие мэра и его команды. Они разводят руками: «Извините, мосты находятся на балансе «Укргидроэнерго», значит, Запорожье не имеет к этому отношения». От каждой проблемы проще откреститься, чем её решить.
Решить проблему можно? Я неоднократно обращался к мэру Владимиру Буряку: «Сколько раз Вы были в Министерстве регионального развития? Сколько раз стучали, требовали, просили, умоляли?». Ответ один – нисколько: «Это не наша проблема».
Это наша проблема! Более 300 тыс. населения проживает на Правом берегу, и они являются заложниками ситуации. Переправу через ДнепроГЄС город не имеет юридического права ремонтировать собственными средствами, это будет нецелевая трата. То есть нельзя потратить деньги громады на полотно, которое не принадлежит Запорожью. В таком случае почему мэр не потребовал передать нам это полотно обратно, как было раньше. Ведь для Запорожья не является проблемой отремонтировать 1,7 км переезда плотины за собственный счёт. Городу это посильно.
Попытки переложить проблему на плечи кого-то приводят к тому, что жители сегодня стоят в пробках по 1,5-2 часа. Оба народных депутата (действующие) не проявляют никакой активности. Почему каждый год, когда принимают бюджет государства, я ни одного из них не видел на трибуне Верховной Рады. Ни один из них не добивался выделения финансирования на строительство недостроенного моста. Представители громады самоустраняются от решения проблемы.
Володимир Москаленко – політична партія «Батьківщина», депутат міськради, журналіст газети «Миг»
Мости – це вже біда. «Укравтодор», Міністерство регіонального розвитку, Кабінет Міністрів… Громадяни, які перетинають Дніпро в різних напрямках, всіх називають одним словом «влада». Є ще різні епітети, які люди використовують в залежності від ситуації… Упираємось у владу, як таку, яка майстерно навчилася перекладати свою відповідальність на когось.
Вважаю, відповідальними не тільки депутатів. Це неспроможність влади як такої, влади з 15-річною історією. Було 4 президенти, півтора десятки прем’єрів, міністрів вже і не рахую. Чотири каденції Верховної Ради і відповідно стільки ж депутатів від Запоріжжя, які безвідповідально ставились до цієї проблеми. І ця біда залишилась виключно запорізькою, вона не вийшла на рівень загальнонаціональної.
Чому мости не будуються? Тому що на цьому масштабному будівництві можна «пиляти» кошти. Зараз мало хто вже згадає, які там підрядні і субпідрядні організації з’являлись. Пам’ятаю нараду одного із віце-прем’єрів за попереднього міського голови. Там звучали фантастичні речі: «Ми тут поселимо 10 тис. працівників, які день і ніч будуватимуть Ваші мости». Після цих чудових слів всі роз’їхалися і бачимо, що там залишилось. Проблема не лише у фінансуванні, а у тому, що це фінансування поки що нікуди застосовувати. Є маса нормативних документів, які забороняють зараз почати будівництво. Незавершена експертиза. Багато людей в нинішній ситуації не готові ставити свій підпис під документами, бо це кримінальна відповідальність, раптом щось станеться.
Проблема ще і в тому, що у міста забрали право бути замовником цього будівництва, воно перейшло до «Укравтодору», здається за уряду Миколи Азарова. І після цього складається враження, що запорізька влада з радістю перехрестилася: «Тепер це не наша проблема». Раз його забрали в Київ, значить, Київ хай нам і будує, а ми нічого не робитимемо.
Я бачив сюжет з попереднім головою облдержадміністрації. Він пояснював, що якесь слово не так написали в документі. Папірець місяць пролежав, потім виявилось, що термін не той написаний. Це рівень влади, кваліфікації і готовності робити свою роботу.
Микола Ярмощук – кандидат в народні депутати від «Опозиційної платформи «За життя»».
Не надо искать виновных, надо искать решение. Поэтому мы – представители различных политических сил – едины в одном – мосты нужны! В решении этой проблемы есть 2 составляющие: принятие правильного управленческого решения, но при этом существует политическая сторона. Как бы там ни было, в то время, когда этим вопросом занимался Юрий Бойко, мосты строились. Потом пришла другая власть – строительство прекратилось. При Азарове деньги выделялись.
На мой взгляд, «Оппозиционная платформа «За життя»» имеет возможность создать в Верховной Раде мощную фракцию. Поэтому предлагаю объединить усилия, избрать депутатов от «За життя», наш руководитель знает, как решить проблему. Во времена его руководства эта проблема решалась.
Д.Сірий: При всём уважении… Может, я не так давно живу в этой стране – всего 27 лет. Но я не припомню, чтоб Бойко занимался строительством мостов. Возможно, он был членом правительства, которое этим занималось, но не конкретно Бойко.
Як закінчити будівництво сторіччя?
В. Москаленко: Стан споруди на 23.05.2019. Завершення обстеження всіх частково побудованих споруд та автотранспортної магістралі (окрім пілону споруди №10). Робота оплачена. Відкоригована проектна документація споруд №11-15 (споруди транспортної розв’язки). Частково виконані роботи з науково-технічного супроводу, уточнення конструкції дорожнього одягу. Продовжуються роботи по коригуванню окремих розділів проекту. Кошти, які виділялися на цей період, з 11,4 млн. оплачено вже 10,3 млн. грн. Це – насправді незначні суми, які займає це будівництво. Нагадаю, що 3 млрд. грн. вже витрачено. Попередньо ще 5 млрд. грн. Загалом майже 10 млрд. грн., та ми не знаємо, що далі буде, дивлячись які вправні професіонали візьмуться.
Чи можна споруди використовувати далі? Остаточного рішення ще немає.
Що робити? Зізнаємось, весь об’єкт не зможемо швидко зробити. Сьогодні є реальна можливість завершення будівництва моста через Старий Дніпро. Давайте зробимо цей крок. Фінансово він не затратний для бюджету. Фахівці говорять, що це близько 120-150 млн. грн.. Роботи можна завершити, вони значною мірою виконані на мості через старий Дніпро. Є застереження безумовно до підводної частини. Найприкріше, що про це говорять всі, крім справжніх фахівців у мостобудуванні.
Мости – це не політичний проект, а інфраструктурний. Впевнений, в парламент зайдуть від Запоріжжя і області серйозні люди, які будуть спиратися на потужні політичні сили, і разом зможуть 100% вирішити хоча б оцю першу проблему моста через Старий Дніпро. А далі вже будемо рухатися. Проблема ДніпроГЭСа ще легша.
Д.Сірий: Давайте посмотрим на эти «потужні політичні сили», которые были под теми же лозунгами, только с другим цветом флагов 5 лет назад и к чему привели эти «потужні політичні сили». Хорошо, когда есть количество штыков в Верховной Раде, которые могут что-то поддержать. С другой стороны есть так называемая «партийная дисциплина»: что депутатам говорить, как голосовать. Не факт, что эта партия или фракция обратит внимание именно на Запорожье. С моей точки зрения, городу нужна сильная личность, которая придёт на конкретную территорию и будет заниматься развитием конкретно своего округа.
Я бы не шёл путём законопроекта. А начал с независимого аудита. Аудит заключается в чём? Обращение народного депутата – это и есть документ, на который обязаны отвечать все органы. Сравнить ответы с реалиями и передать документы в Генпрокуратуру или СБУ. И дальше этому факту постоянно предавать резонансную огласку. Должен быть человек, который постоянно будет заниматься этим вопросом. А когда говорим о коллективной ответственности, что за это отвечают целая партия или фракция, это значит, что за это не отвечает никто. Есть конкретный мажоритарщик, который в своём округе должен этим заниматься. Вот я с позиции народного депутата однозначно обещаю, что плотина будет отремонтирована. Какими путями? – жителей города это не должно интересовать, но фактически переезд через плотину в Днепровский район будет разблокирован.
По мостам документов достаточно, экспертиз достаточно. Объективно, правая сторона этого моста строилась. Если не ошибаюсь, «Уманьавтодор» строил. Была построена дорога от моста до моста, которая стоит до сих пор, а сколько лет уже прошло. Без единой латки и просадок этой дороги! Это говорит о том, что наши компании умеют качественно делать, и нам не нужны турки. А Вы говорите о законопроектах. Нужен правильный управленческий подход. Я поддержу в этом направлении.
М.Ярмощук: Есть народная пословица «Один в поле не воин». Чтобы созидать и строить мосты, объединяться нужно независимо от политических флагов. Объединяться нужно всем, кто представляет интересы Запорожского края! Нужно принять отдельный закон по строительству мостовых переходов в Запорожье. Для чего нужен закон? Он обязателен для исполнения любым правительством. Меняются заказчики, меняются подрядчики. В законе прописать шаг за шагом и поставить задачу к исполнению. Не скажу, что будет уверенность. Но появляется надежда, что эти многострадальные мосты достроят. Ещё раз говорю, что когда запорожцы будут выбирать своих представителей в Верховную Раду, они должны голосовать за тех, кто станет реальной политической силой, которая сможет пробивать и принимать законы в интересах жителей Запорожья и Запорожского края.
Д.Сірий: Только где гарантии, что конкретная политическая сила будет работать в интересах именно Запорожья и Запорожского края?
М.Ярмощук: А где гарантия, что Вы будете работать? Я беру на себя личную ответственность инициировать принятие закона о строительстве мостовых переходов через Днепр, если стану членом фракции «Опозиційна платформа – За життя».
В.Москаленко: Думаю, що будівництво одного об’єкту не може стати законом. Пропоную піти від утопічних уявлень, що хтось може сам зробити чи одна політична сила, чи інша. Насправді, «до паперу треба приробляти ноги». Міська рада і міський голова, депутати від округа, голова облдержадміністрації, обласна рада і всі інші. Всі ці люди щось робили, потім перестали, махнули рукою. Якийсь період, незалежно від того, як мінялась політична кон’юнктура, якісь кошти виділялись, освоювались і в нас мости будувалися, нажаль, пунктиром. Сьогодні є реальна можливість за значно коротший період ніж 15 років завершити будівництво першого об’єкту. Потім будемо переходити до другої.
Без обіцянок!
Д.Сірий: Пора понять, что нужны не партийные флаги, лозунги или громкость в громкоговорителях. Нужно смотреть на конкретные личности, поступки, которые последние несколько лет были. Личности шли вместе с людьми, добивались решения конкретных вопросов без партий, без флагов, вместе с запорожцем «разбивали скалы». И вот тогда в Запорожье появится своя элита, которая будет развивать свой город, привлекать инвестиции, действительно заботиться о нас.
М.Ярмощук: Думаю, мы поняли: если объединим усилия, то можем получить результат. Повторю, один в поле не воин! У каждого из нас своё виденье решения этой проблемы. У каждого из нас своя стратегия похода в Верховную Раду. Дмитрий считает, что он пойдёт один и добьётся успеха. Владимир – пойдёт от «Батьківщини» и вместе с фракцией сможет решать проблему. Я иду от «Оппозиционной платформы – За життя» и если мы пройдём, я за объединение наших усилий не зависимо от политического флага для решения запорожских проблем.
В.Москаленко: Менше говорити, більше робити. Ще раз підкреслюю, можна зробити перший крок. І цим першим кроком цілком реально може стати будівництво моста через Старий Дніпро. Його можна завершити значно швидше і це частково зніме проблему. А потім, щоб ніхто там самотужки не пробивав реконструкцію автошляхопроводу через Дніпрогес, я так само готовий допомагати. І мені навіть неважливо, чи буде там присутній прапор партійний. Я маю на увазі, що прапор у нас один – синьо-жовтий. На цьому я пропоную і завершити.