Молодь почала активно голосувати. На виборах президента України спостерігались черги молодих людей, які хотіли змінити місце голосування. Це дає зрозуміти, що молодь охоче користується своїм правом вибору. Та як саме вона голосує? Де черпає інформацію про кандидатів? Наскільки критично сприймає отримані дані?
Ці питання ми поставили нашому експерту Роману П’ятигорцю – керівнику комітету виборців у Запорізькій області.
За даними екзит-полів, Володимир Зеленський отримав підтримку у молоді віком від 18 до 29 років – це 57%. Тож участь молоді стала вирішальною для Володимира Зеленського. Що стало вирішальним для молоді піти і проголосувати? Раніше ця частина виборців ігнорувала вибори.
– Думаю, мы плавно переходим в новую эпоху информационных технологий. Почему плавно? Потому что наше общество не так подвергнута информационным технологиям, как в Европе или США. Но все уже давным-давно эту фишку уловили. Помните, как Марк Цукерберг давал объяснение, ему инкриминировали именно сбор данных через определённые профили в соцсетях. Представьте себе молодёжь. У каждого есть мобильный телефон, все подключены в сеть и не надо искать точки Wi-Fi. Сейчас не находиться в Instagram – это быть изгоем. В «инсту» выкладывают ивенты из своей жизни: поездки, смешные случаи. Это сегодня тренд! Представьте первый курс университета, любой факультет. У кого-то есть Instagram, а кто-то из твоих одногруппников сидит с Nokia 3310, он автоматом попадает в маргинальную нишу, и он не будет восприниматься сокурсниками. Поэтому все хотят быть в тренде.
Команда Зеленского задействовала главное для молодёжи – социальные сети. Поражён, насколько раскручивалась реклама в «инсте», сколько денег вкладывали в таргетинг. Создавали отдельные проекты, если видели лидера мнений, подтягивали, бросали на него франшизу создавать отдельные группы… Таких групп в поддержку Зеленского было создано по стране порядка 2000. В основном на 95% админами этих групп была молодёжь. Кстати, откуда Зеленский находит молодёжь? А что такое КВН, что такое «Лига Смеха»? Я тоже был КВН-щиком, и знаю, нужно быть талантливым, находить время, отдаваться сцене. Это бешеный азарт! КВН-щики «машинки», которые были рядом со мной, все состоявшиеся люди.
Представьте, все эти талантливые ребята работают с Зеленским. Вспомните, как мобилизовали молодёжь, когда во втором туре было видно, что явка маленькая. Начали SMM-ть: «молодёжь, поднимайтесь, мы сейчас проиграем выборы».
– Аналіз виконання озвучених обіцянок – це спосіб критичного мислення. Чи є в українського виборця критичне мислення? Чи звертають люди увагу на автора публікації, її дату, на відповідність фото та відео?
– 90% наших избирателей вообще ни на что не обращают внимания. Всё действуют интуитивно в отличие от прагматичных американцев, у которых двупартийная система, там нет разницы, кто выиграет демократы или республиканцы. У нас часто народ на авось полагается. К сожалению, много людей, которым думать больно, чтобы анализировать, нужно включать мозги. Я не обвиняю этих людей, понимаю. Взять наш Запорожский регион, почему у нас консервативный избиратель? Потому что масса предприятий, где используется очень тяжёлый человеческий труд. Быть металлургом, работать где-то на шахтах – это труд, который физически изматывает. Человек, который пришёл домой, ему сложно искать и анализировать 8 разных источников. И людей быстро на этом ловят.
Приведу пример, когда Зеленский «кинул» Порошенко: «Вы продолжаете торговать конфетами в России». Я моментально пишу пост в соцсетях. Предлагаю: призовой фонд 20 000$. Езжайте в РФ, если достаёте конфету «Рошен», делаете селфи, фотографируете магазин, по приезду получаете 20 000». Тишина, ни одного звонка. Потому что это фейк, компания «Рошен» под санкциями. Мои друзья, которые живут в России, говорят, что «рошеновских» конфет там не найти.
Атака фейками настолько сильно бъёт в голову человека, до боли. Фейковая новость несёт психологическую угрозу. К сожалению, у нас в этом плане огромный провал, хоть и говорим, что мы демократическое государство. Страшно такое говорить, но 80% россиянам смогли «вбить»: «Крым наш». А нашим людям нельзя объяснить, что Украина наша родная, единственная! Мы до сих пор ещё не понимаем, что такое Украина. Почему за нее можно умереть. К сожалению, с этим очень большие проблемы. После Майдана дополнительно ещё появилось 8 всеукраинских телеканалов, которые 24 часа в сутки «мочат» по украинской государственности. Премьер – плохой, Президент – плохой, Верховная Рада – плохая. Смотрим социологию, доверие к Верховной Раде – 1% с копейками, доверие к институту Президента до выборов – 7%, доверие к премьер-министру – до 10%. Институции, которые ещё уцелели, это 4-я власть – пресса, это 3-й сектор – общественные организации и волонтёры – то, что создала, по сути война, революция. Это политический феномен: к волонтёрам, к армии очень высокий процент доверия у населения. Всё остальное фейками девальвировано, уничтожено.
– Пане Романе, зараз саме цих лідерів: відомих журналістів, волонтерів залучають до парламентських виборів. Які можуть бути нові тенденції в передвиборчій агітації? Враховуючи те, як проводилися президентські вибори, за кого буде голосувати молодь?
Думаю, все начнут «обезьянничать» с Зеленского. Многие уйдут в жёсткий таргетинг, начнут проплачивать рекламу. Можно порадоваться: зарубежные миллиардеры-владельцы соцсетей начнут зарабатывать ещё больше денег.
Идет Слава Вакарчук, он создаст Зеленскому определённую конкуренцию. Святослав рок-кумир среди молодёжи, он входит в тройку украинских исполнителей, которые могут собирать стадионы. У Вакарчука есть свой контент, ему легче.
– І вони об’єднаються з партією Зеленського в парламенті?
Не факт. Никто не знает. На выборы идём по старому закону. У нас идут 225 мажоритарщиков, 225 по партийным спискам. Идет много политических проектов. Думаю, парламент в этом плане станет более политически многогранным.
– Ми говоримо про мажоритарників, про списки політичних партій. Чи розуміється на цьому молодий виборець? Це взагалі має для нього певній сенс? Чи молоді все одно як голосувати?
Ещё раз о провальной информационной политике. До боли в сердце вспоминаю, когда убили наше областное телевидение. Там были ток-шоу, когда студентов приглашали в огромные студии. Сидело 50 молодых людей, мы слушали их вопросы. Иногда наивные, но ты действительно общался с молодёжью, потом обменивался данными. Отмечу, моё поколение, которое училось в начале 90-х, больше «врезалось» в политику. Нас это больше интересовало, чем современную молодёжь, которую интересуют благосостояние, работа, зарплата. Критически малый процент молодёжи может сказать: «Я голосовал за эту политическую силу, потому что не поленился, полез, прочитал. И считаю, что действительно, этот подход в экономике даст нам дополнительные прирост капитала, инвестиции».
– Задача максимум, щоб молодий виборець голосував, аналізуючи інформацію і розуміючи, який вибір він робить. Пояснимо, наскільки важливо, щоб були політичні списки, а наскільки щоб були мажоритарники?
Любую систему можно «изнасиловать», довести до абсурда. Если объясняем молодёжи, что мажоритарщики – это плохо, то они в это будут верить. Возьмите Игоря Артюшенко, он в 30 лет стал нардепом по мажоритарному округу, выиграл у состоятельного оппонента. Посмотрите, Зеленский – молодой, прогрессивный. Антипод человека, который имеет фабрики, заводы и пароходы. Поэтому лично я в мажоритарке ничего плохого не вижу. Если кто-то мне скажет, что мажоритарка – это плохо, скажите это французам, где 100%-я мажоритарка. У Франции что-то не в порядке со страной? Или возьмите Великобританию, где такая же система. У них депутат привязан территориально. И это нормально. У нас начались подкупы гречкой из-за того, что это просто не наказуемо. В законе не прописана процедура, что делать, если поймали тебя на передаче подкупа. В этом только проблема. Но я не вижу в мажоритарке ничего плохого.
Партийные списки на основе праймериза – новая фишка. Но новый закон, о котором говорим, кто его подал в Верховную Раду? Александр Черненко – бывший мой шеф, председатель Комитета избирателей Украины. Сейчас он народный депутат. Это закон выстрадан нашей организацией, мы по крупицам собирали. И даже в этом законе сейчас видим щели, куда можно «запихивать» людей с деньгами. Даже при идеальной новой системе. Людей надо менять, прежде всего.
– Дострокові вибори до Ради. На що звернути увагу звичайному виборцю: молодому і досвідченому? Як розумітися на тому, що відбувається? Де шукати інформацію, яка допоможе робити свідомий вибір?
Молодёжи советую побольше читать. Читать официальные источники. Данные вывешивают практически все министерства. Информация цифр скучная, грустная. Но зато будете иметь представление и понимать, когда по тебе бьют фейком. Молодёжи сам Бог велел, в этом возрасте любое познание, любая информация только в плюс. Это твоя внутренняя Википедия. Если ты вдруг окажешься в ситуации, где не будет в руке телефона, ты можешь залезть себе в мозги и достать любую информацию. Используйте достоверные источники информации. Они есть.
– Але ж це не весело для молоді, великі аналітичні тексти. Можливо треба змінювати механізми комунікації, і доносити інформацію про позитивні зміни, які робляться в державі вірусними відео?
Сейчас идет политический проект премьер-министра Гройсмана. Знаю, его команда хочет использовать эту технологию. Они хотят на очень простом языке объяснять людям, как всё поменялось. Делать такие короткометражки, постоянно объяснять: «Вы говорите, что ничего не меняется, а в Днепре реализовано 4000 проектов». И в очень быстром видеоряде показано, что децентрализация – это круто, а власть – это ответственность. Думаю, у Гройсмана будет построена на этом компания. Он тоже хочет достучаться до молодёжи. Он прекрасно понимает: если децентрализацию талмудами рассказывать, никто читать не будет.
Как выиграл Зеленский? Он ничего никому долго не объяснял, всё на пальцах, быстро и позитивно. Обратите внимание, Зеленский стал в политикуме, в технологиях законодателем моды. Хотим-не хотим, но все политические бренды начнут «подтягиваться» под Зеленского. Вопрос уже к людям, как эту информацию сортировать. Мне интересно, я буду читать, анализировать. (Смеётся – ред.) Лукавлю, конечно, это моя работа, я должен знать программу каждой партии, каждого кандидата. Естественно простому прохожему это груз.
– Давайте подивимось на заможну Європу. Там не настільки політизоване суспільство. Там люди думають, як відпочити. То хіба погано, коли ми не думаємо, хто за що відповідальний?
Мы смотрим на Европу и думаем, как классно. Но забываем, через что эти люди прошли, что совсем недавно в европейских странах была зловещая коррупция. Мы не можем сразу взять и имплементировать всё, что есть в Европе. Мы проходим то же самое сейчас, что и другие страны в своё время. Проходим массу бедствий, потрясений. Да, это отражается на каждом из нас, но мы живём ради своих детей, внуков. Хотим, чтоб они уже стали полноценными и полноправными европейцами.
Вспомните фразу Остапа Бендера: «Тяжело жить душой на небе, а телом на земле». Не то, что тяжело, а практически нереально. Европа сытая, социально обеспеченная. Посмотрите на Норвегию и Швецию. Люди с ума сходят, им скучно. Смех смехом, но швейцарцам говорят: «Можно мы Вам по 2 000 евро раздадим». Швейцарцы отвечают: «Давайте подумаем, проведём референдум». Провели референдум, отказались. Каждому жителю Швейцарии предложили 2 000 евро даром. В Запорожье пусть мэр выйдет и скажет, что даст каждому по 10 000 гривень. Очередь будет такая, мэрию разнесут.
– У нас не буде нудно нікому. Попереду парламентські вибори і ми, як журналісти, ставимо за мету зробити максимум з просвіти людей, щоб вони розуміли, як отримують інформацію. Які інформаційні загрози зараз нас чекають напередодні парламентських виборів?
У нас информационные угрозы находятся в открытом правовом поле, мы ничего не можем с этим поделать. Американцы из ФБР подтверждают, что Россия тратит на информационную войну в Украине 4 миллиардов долларов. Россия воюет гибридно: пулями на Донбассе, информацию заливают в головы украинцев через разные телеканалы, сайты, фейки, блоггеров. Милиарды долларов на то, щоб «разъедало мозги». Агрессор прекрасно понимает, что пуля, которую человек получил из телевизора, она не убивает, но поразит мозг. Человек становится рабом, он живой, но делает то, что ему эта пуля «диктует» дальше.
Поэтому очень важно действительно критично относится к информации, 200 раз всё проверять. Есть ресурсы такие как «Стоп Фейк», там есть списки сайтов, которые просто нужно заблокировать, чтоб они нигде в сетях не всплывали. Медиаграмотность для наших избирателей нужно ставить на государственную основу. Если мы тратим на информационную безопасность меньше чем на военный бюджет, мы подвержены захвату. Мир меряется. Сейчас информация круче, чем ядерная бомба. Говорят, Россия нападает потому, что у нас нет ядерной бомбы. Нет, всю жизнь проблемой украинцев было то, что у нас никогда не было информации. Большевики «заходили» сюда с газетой. На Хрещатике десятки видов копчёной колбасы, а «Большевик» кричал: «Зрада! С голоду пухнем. А мы Вам несём землю, мы Вам даём заводы». Люди «наелись» этих букв из ленинских газет и что сделали? Они свою страну предали. Чем рассчитались потом за неправильную информацию? Те, кто громче кричал «Слава коммунизму», «Слава пролетариату», этих первыми расстреляли. Тех, кого не расстреляли, отправили в лагеря. Тех, кого не успели отправить, добил Голодомор, потом война. Миллионами жизней заплатила Украина за то, что верила большевицким газетам.
Были реформы, развитие бизнеса. Посмотрите на Запорожье, у нас немцы-меннониты всё строили. Люди даже не знают своей истории.
Поэтому считаю, медиаграмотность надо выводить на национальный уровень. Депутаты должны это поднимать, премьер. Когда бюджет принимают, забейте бюджет информационной безопасности. Если есть в регионах те, кто может медиаграмотность доносить людям, это – золотой фонд. Но это должно быть под эгидой государства.