Новости Запорожья | Онлайн главные свежие новости за сегодня | inform.zp.ua

Виборчі перегони: на що звернути увагу виборцю

Новини Запоріжжя

Щодня ми опиняємься на роздоріжжі. Кожен з нас отримує величезну кількість інформації, а що з неї правда, маніпуляція або дезінформація – іноді важко визначитись навіть журналістам. Які ж орієнтири тримати на увазі, аби не потрапити спочатку в інформаційний полон, а потім через це і в життєву халепу.

На всіх цих питання знається Наталя Виговська – медіа-аналітик, кандидат наук із соціальних комунікацій.

Фото надане героїнею інтерв’ю

Про мінімальні навички людей орієнтуватися в інформаційному просторі свідчать пости у соціальних мережах. Останнє яскраве підтвердження – виборчі перегони. Емоційно навантажені короткі повідомлення розліталися миттєво, а обґрунтовані думки – не викликали відповідної реакції.

– Ви докладно вивчали ситуацію в Запорізькій області. Які загальні висновки можна зробити?

То, что происходило в социальных сетях – крутая технология. Была разработана стратегия, и она сработала. Эта стратегия полностью ответила на внутренние запросы аудитории. Она не имела ничего общего с профессиональными стандартами журналистики, со всем тем, ради чего идут в журналистику, идут служить аудитории. Но это срез нашего времени. Не соглашусь, что никто не обращал внимания на обоснованные мысли. Был процент аудитории, который вдумчиво наблюдал за тем, что происходит. Но с точки зрения большой массы аудитории, к сожалению, эмоции победили логику. Но так было всегда, поэтому ничего нового с точки зрения этого выбора не было. Новое именно в моделях, которые в социальных сетях были представлены.

На що б Ви звернули увагу людини, яка на цих питаннях зовсім не знається? Що це за моделі?

Преобладают эмоции. Это как выбор товара. Когда мы слушаем рекламу, нас что-то цепляет. Сейчас есть такое направление как нейромаркетинг, который изучает не то, что человек говорит, обсуждая на фокус-группе товар, а как реагирует его мозг, он даже не осознаёт этого. И по реакциям мозга выстраивается рекламная кампания. В данном случае мы увидели эмоции и запросы аудитории: предыдущая власть «условно плохая», а мы хотим совсем другую, чудесную, как в сказке. И это сработало. Здесь не осталось уже никакого места для критического осмысления. А критическое осмысление это ключевое для любого человека.

Критически задаём себе вопросы: «Почему я это вижу? Зачем мне это показывают? Какой вывод я должен сделать?». Хотя бы эти вопросы уже вызывают обычно некие сомнения. Или «как я могу убедиться, что это так»? Для этого тоже нужен ряд инструментов, которые можем использовать. Например, кто это говорит, является ли институция, которая это говорит, надёжным источником? А что такое надёжный источник? Это официальный источник, а имеет ли он компетенцию говорить об этом или нет? Это всё цепочка размышлений, без которых невозможно обойтись, если ты реально хочешь быть осознанным гражданином, который делает осознанный выбор.

Люди задаються питаннями, які Ви зараз назвали? Хто є автором? Звідки інформація? Що за джерело надало інформацію?

Могу сказать по Запорожскому региону. Осенью 2 месяца провела в поездках по области. Читала лекции по медиаграмотности для людей разных возрастов: школьники, студенты, взрослые представители нашей области. Общее удивление: большая часть аудитории не знала, что ответить на вопрос «Как Вы понимаете, что новость в порядке, что она заслуживает доверия?». Сначала этот вопрос вызывал лёгкий ступор. Через какое-то время люди начинали думать, видно было, как вспоминали ориентиры, по которым они это делают. Иногда звучало, что это «источник информации». Но в основном было что-то «мне это нравится», «я привык это читать или смотреть». Причём молодёжь более продвинута, они говорили про источники информации и о тех форматах, по которым они проверяют, достоверно это или нет. Например, они говорят: «Мы можем проверить, в Google поискать подобные новости». Людям старшего возраста часто мешало их представление, что, конечно же, они и так всё знают. Говорили: «Мы знаем, кому доверять, а кому нет. Нами нельзя управлять». Это вызывало состояние грусти, потому что очевидно, что это такая же управляемая аудитория, которой просто давят на их «точки».

Як зрозуміти, що новина справжня

Ілюстраційне фото. Джерело: pexels.com

– Допоможіть нашій аудиторії відповісти на це ж питання. Як зрозуміти, що з новиною все гаразд?

Ключевое, что надо видеть в новости, источник информации. Чем официальнее источник, тем более надёжным он считается. Нет такого, «люди говорят…» – это как бабка бабке сказала. Информация может оказаться достоверной, только если то, что «бабка бабке говорит», подтвердит, например, представитель министерства по чрезвычайным ситуациям: сейчас на нас идёт циклон, который зальёт дождём всё Запорожье. Мы можем это проверить в итоге. Источник информации официальный – это например сообщение облуправления здравоохранения о закупке бесплатных лекарств, которые сейчас придут в регион. То же самое, когда мы слышим какие-то жуткие истории о том, как умер ребёнок, не дай Бог где-то. Причём это новости, которые вызывают невероятный отклик, потому что речь идёт о детях.

Есть темы, которые сильно нас эмоционально цепляют. Когда мы просто переговариваемся в чате, что ребёнок что-то выпил и умер, мы накручиваем себя, пространство вокруг, людей вокруг. Но никто из нас не посмотрел, есть ли официальное подтверждение в каком-нибудь СМИ. Или прокуратуры, или управления по охране здоровья, и т.д.

Второй момент – где Вы это услышали. Тут сложнее, потому что просто так разобраться, какому доверять, какому нет – не всегда получается.

Які медіа найбільше маніпулюють?

Ілюстраційне фото. Джерело: Medium

У каждого медиа свой набор манипуляций. Но если говорить о региональных медиа, то по уровню нарушения профессиональных стандартов при освещении определённых тем, например, местной власти, это ТВ-5 и муниципальный телеканал Z. Манипулируют ли они? Любое нарушение баланса, по сути, есть манипуляцией. Что такое баланс? Это когда мы даём читателю или зрителю все точки зрения, и позитивные, и негативные. Он получает комплексную картину того, что происходит. Если даём только сюжет с чудесным человеком, который всё строит, делает, двигает и он безупречен, то, безусловно, это манипуляция. Если часть СМИ, которые считаются независимыми, проводят расследования, которые показывают, что есть куча проблем с закупками, с бюджетными деньгами, с тратами, с коррупционными странными схемами.

Ілюстраційне фото. Джерело: pexels.com

Зараз на перше місце виходить Інтернет. Що з Інтернетом? Якщо ліцензійні телебачення і радіо перевіряються, і є вірогідність лишитися ліцензії на ефір, це зупиняє ЗМІ від «великої неправди». У Інтернет-медіа немає таких перешкод.

Они не обязательно говорят неправду, они просто не говорят всю правду. И это повод на всю жизнь остаться с лицензией. Что касается Интернета, слухи о его безусловной победе над остальными СМИ слишком преувеличены. Интернет занимает не такую большую часть информ-пространства как телевидение. Самая большая проблема в том, что с точки зрения закона онлайн СМИ вообще никому не подчиняются. Если они не зарегистрированы как информ-агентство, то они сами себе и Бог, и судья. В Запорожье только несколько СМИ зарегистрированы как информ-агентства. И здесь проблема: мы даже не всегда знаем, кому звонить или писать, если есть какие-то проблемы. Потому что на сайте может быть электронный адрес, мы не знаем, кто редактор, где находится редакция, тем более какие у неё редакционные принципы. Таким СМИ я бы сразу не доверяла, потому что, какой смысл скрывать всё.

Что касается контента, я мониторю много лет онлайн ресурсы. Манипуляций там очень много и много непроверенной информации, которая вызывает сильные сомнения. Например, когда люди публикуют просто посты из Фейсбука, а выдают это за новости, что новостью не является.

Найбільш поширені фейки

В региональных медиа нельзя сказать о каких-то жёстких фейках, как были в 2014-2015 годах, когда началась война: про снегирей, про двух рабов и клочок земли… Кстати, история про снегирей из Запорожья: якобы, запорожские учителя заставляли убивать снегирей или голодом морить, потому что они – не украинские птицы. А то, что у нас в Запорожье вообще снегирей нет, это ничего! Конечно, такого масштаба фейки – редкая «удача». Есть профессиональные ошибки, которые были и до войны.

Но была одна история в 2015 году, когда один из запорожских сайтов, причём это были представители всеукраинского сайта, написали новость: в одной из запорожских школ накануне 9 мая директор заставила снять украинскую символику, потому что «ждём, 9 мая сюда придёт Россия». Это как раз была опасность «русской весны» в Запорожье. Они дали эту новость на основе поста в Фейсбуке. Мои студенты обратили на это внимание. Позвонили в школу. Кстати, в самой новости ничего про школу не было. Пост в Фейсбуке был «надёжным» источником. Когда мы перезвонили в школу, на чудесном украинском языке директор учебного заведения сказала: «к нам уже все едут, а она в первый раз об этом слышит». Мои студенты тоже поехали. Мы тогда развенчали этот фейк. Оказалось, что всё это абсолютная неправда и просто речь шла о внутреннем недовольстве, как бывает. Когда связались уже с главным «источником информации» (списались в Фейсбуке) и попросили уточнить, откуда эта информация. Нас забанили и больше мы не смогли общаться с этим человеком. Мы дали опровержение. Но не так давно я специально зашла на сайт, где появилась первая новость, которая являлась недостоверной. И она до сих пор там висит! И вот вопрос – какое количество людей прочитали первичную – фейковую информацию и сколько прочитали потом продолжение истории, прочитали, что это неправда… Это касается любых нарушений подобного рода.

Фейк – частина інформаційної війни. Одна промивка мізків відбулась, зараз – інша – вибори депутатів Верховної Ради. Чого чекати? Які будуть ниточки, за які будуть смикати наші політики, аби знову маніпулювати?

Есть такое понятие «джинсы» – это когда проплаченные политические материалы подаются как редакционные. Мы отслеживали, что публикуют политики, в частности в онлайн СМИ. Ключевыми конечно являются украино-российские отношения. Тема языка, религии. Тема, конечно же, тарифов, эти волшебные сказочные истории по-прежнему будут рассказываться. К сожалению, аудитория почему-то по-прежнему этому верит.

Корисні поради: розуміння де правда, де фейк?

Ілюстраційне фото. Джерело: BBC

Очень важно: читаете новость, и видите, что в ней чего-то не хватает…  Обычно не хватает мнения другой стороны. Значит, Вами пытаются манипулировать. Если есть только одна точка зрения – это уже беда. Если источник информации странный, например, пост в Фейсбуке или любой другой социальной сети. Условный очевидец и нет ни одного официального источника информации или вообще нет источника – это показатель того, что новость плохая.

Важно СМИ, в котором публикуется новость. Насколько Вы ему доверяете? То, что Ви могли привыкнуть читать тут новости – это одно. Но обратите внимание: о чём всегда пишет это СМИ. Если систематически негативно высказываются о каком-то явлении, скорее всего это не только критика, скорее всего это заангажированное мнение. Обратите на это внимание!

Важно посмотреть какие-то ещё новости по той теме, о которой Вы читаете или смотрите. Сейчас Интернет всем возрастам подчиняется. Не проблема зайти в Google, набрать ключевые слова и просто посмотреть. Задумайтесь о том, почему Вы сейчас это читаете, слушаете? Вообще идеальный вариант – просто перестаньте это делать. Перестаньте смотреть телевизор, и у Вас появится много времени на настоящую жизнь, которая вокруг Вас.

Exit mobile version