Як народні депутати виконують передвиборчі обіцянки? Inform.zp.ua шукало відповіді з Владиславом Ніколаєвим – політологом, який працював в громадському секторі, в органах державної влади та місцевого самоврядування.
Народний депутат і місцева влада. Саме в такій співпраці можливо вирішити проблеми, з якими звертаються виборці до депутатських приймалень. В Запоріжжі склалася цікава ситуація: мер та його команда балотувалися на парламентських виборах, і після перемоги «Слуг народу» на всіх округах саме з вчорашніми опонентами нинішнім нардепам треба налагоджувати діалог.
– Як почали співпрацю новообрані мажоритарники з запорізькою міськрадою та міським головою?
В Запорожье не новая ситуация, когда подавляющее большинство мажоритарных округов берут представители правящей политической силы. В 2012 году – 3 мажоритарных округа выиграли представители Партии регионов. В 2014г. – 3 мажоритарных округа из 4-х выиграли представители Блока Петра Порошенко. Лучше или хуже стало жить – избиратели сами могут дать ответ. Если вернуться в 1998г, в 2002г, складывались ситуации, когда большинство или, по крайней мере, половину округов брали представители оппозиционных политических партий.
Сегодня интересная картина: когда я общаюсь со студентами, с активистами, многие помнят фамилии народных депутатов-мажоритарщиков, хотя может и нечётко. Это существенный критерий: не такой уж длительный срок в политике – 10-12 лет, а люди уже не помнят, кто был нардепом. Помнят ещё как-то фамилии, но какую политическую силу многие из них представляли, уже забывается. Поэтому ключевым моментом в этом вопросе является умение и желание народного депутата выстроить коммуникацию с органами местного самоуправления, исполнительной власти, министерствами, для того чтобы защищать интересы как простых жителей, так и территории в целом.
– Якщо обрані депутати представляють правлячу партію, то їм швидше і простіше вирішувати регіональні питання?
Здесь как всегда палка о двух концах. С одной стороны у депутата, который является представителем правящей политической силы, куда больше возможностей, чем у оппозиционного депутата привлекать дополнительные финансы, субвенции на свой избирательный округ. С другой стороны происходит своеобразная спайка с представителями органов местного самоуправления, органов государственной власти, правоохранительных силовых структур. Здесь он менее эффективно, чем депутат-оппозиционер, может защищать интересы простых людей, потому что ему невыгодно с политической точки зрения критиковать местную, областную власть. Особенно это чётко проявляется в округах, которые расположены в сельской области. Сейчас создаются ОТГ, там немного другая ситуация, но тем не менее. Поэтому надо смотреть, с какими проблемами люди обращаются. Для каждого отдельного случая своя история и сказать, что мы сегодня имеем 4 депутата, которые представляют правящую партию и Запорожье заживёт, так не приходится.
– «Слугам народу», які перемогли за мажоритарними округами, доводиться налагоджувати співпрацю з місцевою владою, яка на виборах була опонентами. З чого вона почалася?
С политтехнологической точки зрения следующая избирательная кампания начинается на следующий день после окончания выборов. А с точки зрения управления государством, активного участия народных депутатов в жизни страны, с окончанием выборов начинается новая история взаимоотношений. Здесь уже нет смысла сейчас делить с органами местного самоуправления кто кому оппонировал на выборах. Сегодня и местная власть, и народные депутаты заинтересованы в том, чтобы сделать жизнь избирателей и жителей Запорожья лучше.
– Але, якщо ти вчора активно критикував місцеву владу, то сьогодні важко звертатися з проханням вирішити якесь конкретне питання на окрузі…
Мы же понимаем, что власть – это такая штука: когда оппозиция должна критиковать, а власть должна защищать свою позицию, отстаивать свою точку зрения. И только избиратели могут дать оценку, кто был прав, кто виноват. Здесь важно в дискуссии просто не перегнуть палку и не перейти в личностный конфликт. Такого в Запорожье, слава Богу, не было. Была дискуссия, было волеизъявление людей. Сегодня и городская власть заинтересована в установлении хороших рабочих отношений с нардепами, и народные депутаты. Потому что местная власть заинтересована, чтобы, во-первых депутаты могли как можно больше дополнительных средств привести в город. Во-вторых, не менее важно, чтобы народные депутаты заставляли Кабинет министров выполнять обязательства перед городом в части субвенций, дотаций, которые положены по закону. Но, к сожалению, на сегодняшний день есть проблемы. Насколько я знаю, и образовательная субвенция, и здравоохранения далеко не в полной мере финансируются.
– Чи Вам відомо про зустрічі мера з народними депутатами?
Да, городской глава встретился с депутатами-мажоритарщиками. Большинство из них присутствовали на августовской, на сентябрьской сессиях горсовета. Приходят их помощники, общаются.
– Яка роль народного депутата на сесії міської чи обласної ради?
На сессии городского совета депутат Верховной Рады либо его помощники должны получить срез тех проблем, которые на сегодняшний день являются актуальными для города. Они должны получить отношение депутатов городского совета, понимать их возможности для решения тех или иных проблем, которые перед ними ставят избиратели. Потому что как ни крути, а депутат горсовета всегда ближе к избирателю, чем народный депутат. Вообще в идеале депутат-мажоритарщик Верховной Рады должен очень плотно работать с депутатами горсовета, чьи территории находятся в его округе. Если удастся построить такую коммуникацию, систему взаимоотношений, многие проблемы будут на виду, на слуху у депутата Верховной Рады, и он сможет гораздо эффективнее отстаивать проблемы, потому что он лучше будет понимать ситуацию.
– Після парламентських виборів найбільша фракція не має свого представництва ні у міській раді, ні в обласній. То як народні депутати від «Слуги народу» мають налагоджувати спілкування з місцевими депутатами, якщо вони з іншої політичної сили?
Это не должно мешать созданию коммуникации. Наоборот это может быть даже в каком-то смысле эффективно, потому что будут устанавливаться связи и с другими партиями. Давайте смотреть объективно, на сегодняшний день из тех партий, которые были представлены в 2016г. в городском совете, фактически фракции «Самопомощь» и «Укроп» есть в городском совете, а в Верховной Раде они уже не представлены, и что делать депутатам этих фракций. Знаю, что они ищут контакты, некоторые уже установили из этих фракций со «Слугой народа». Есть люди, которые настроены на хорошие контакты во всех остальных фракциях, в том числе и в оппозиционном блоке, потому что проблемы общие. Единственная может особняком стоять фракция, которая называется «Блок Петра Порошенко» в городском совете, сейчас это «Европейская справедливость», потому что они представлены и в городском совете, и в Верховной Раде. У фракции «Наш край» Кальцев был депутатом горсовета, стал народным депутатом. Понятно, что это тоже одна и та же политическая сила. Поэтому я не вижу каких-то существенных преград, чтобы наладить контакт. У «Батькивщины» есть своя фракция и в городском совете, и в Верховной Раде, и депутаты достаточно активные. В интересах избирателей нужно отбросить где-то политические вещи и больше внимания уделять проблемам жизнеобеспечения города. Потому что ремонт крыш, канализаций, установка детских площадок – они не имеют политического окраса.
В Верховной Раде тяжелее найти контакт между политическими силами, потому что решаются вопросы: больше или меньше налогов брать с людей, больше или меньше направлять на социальные расходы или на военные. Там решаются общенациональные вопросы. В городском совете такие вопросы возникают редко и то на уровне обращений, которые обсуждают. Большинство, 90 % вопросов, которые на любой сессии рассматриваются, касаются того или иного дома, той или иной улицы. Здесь не самое лучшее место для махания партийными флагами.
– Саме вирішення цих проблем обіцяли народні обранці виборцям, але ж не всі вони можуть виконати. Що може зробити для вирішення регіональних проблем народний депутат? Що належить до його повноважень?
Уже долгие годы во всём мире идёт дискуссия, какие функции и полномочия должны быть у народного депутата, конгрессмена, парламентария и т.д. На территории бывшего СССР на протяжении 70 лет существования СССР, потом независимых Украины, России, Беларуси отношение к депутату со стороны избирателей было несколько потребительским. Большинство считает, что народный депутат должен решать проблемы конкретно взятого человека. Между тем всё-таки народный депутат должен сосредотачиваться не на том, как застеклить окна в школе, отремонтировать внутриквартальную дорогу. Он должен принимать законы, чтобы в результате их исполнения у органов местного самоуправления появлялись деньги на решение этих потребностей.
Если мы проанализируем процент вопросов, с которыми люди обращаются на личные приёмы к народным депутатам, то большинство обращений касаются материальной помощи. То есть народный депутат будь-то городского, областного совета, Верховной Рады, он в представлении людей является какой-то копилкой для того, чтобы помочь людям, попавшим в трудную ситуацию. Безусловно, какая-то доля истины есть, в конце концов, власть ответственна за то, что у людей нет денег, и они идут к власти просить этой помощи. Но с другой стороны всё-таки это не основная функция народного депутата в законодательной сфере. Всё-таки речь должна идти о законах.
– Давайте конкретизуємо, які запорізькі регіональні проблеми можуть вирішити народні обранці, які зараз потрапили до парламенту?
Первое – это поиск средств, лоббирование интересов Запорожья в Кабмине для того, чтобы выделены были деньги на строительство мостов. Центральные органы власти должны выделять все положенные дотации, субвенции городу. Это та законодательная база, которая поможет решить вопросы экологии, которые поднимают и общественность, и городская власть. Потому что на сегодняшний день законодательная база такова, что у органов местного самоуправления только появляются возможности стать субъектом мониторинга, закон уже принят, но ещё должны быть приняты законодательные акты. До этого полномочий у органов местного самоуправления не было.
Увеличатся возможности экологического контроля. На сегодняшний день разрешения на выбросы устанавливаются в Киеве. Поэтому когда эти функции будут переданы на места, по крайней мере, насколько я знаю, народные депутаты работают в этом направлении, здесь действительно можно будет каким-то образом влиять на те предприятия, которые находятся в регионе. Мы не говорим только о промплощадке, половина выбросов в нашем городе от автотранспорта. Надо принимать законодательные акты, которые бы приводили наши условия по выбросам к европейским. Без соответствующих решений Верховной Рады у местных органов нет возможности повлиять даже на работу правоохранительных органов, которые должны следить за этими выбросами. На сегодняшний день мы знаем, что статистики по выбросам даже не ведётся с 2014года.
– Відомо, що новообраний парламент скасував депутатські субвенції для мажоритарників. За цією статтею Запоріжжя отримувало 50 млн. гривень. Чи відчутно на Запоріжжі позначиться втрата цих коштів?
Сума достаточно приличная и конечно, если она в конечном варианте бюджета не будет заложена, это будет ощутимо. Возвращаясь к тому, чем могут помочь мажоритарщики городу? Хотя бы пусть отстоят свои права и возможности для решения проблем людей, которые живут в их округах. За субвенции нужно всеми руками, зубами бороться, потому что это непосредственный ресурс, которым народный депутат может помочь жителям. Да, они не пойдут на материальную помощь, но какое-то благо в своём округе на них можно сделать.
– Знаємо, що народний депутат лише третину працює в Києві, а 2/3 повинен працювати в комітетах і на своєму окрузі. Маю на увазі мажоритарників. Як будується робота народного депутата на окрузі?
Эти цифры условные. Потому что если у народного депутата хорошая команда на местах, то можно говорить, что он практически все 100% своего времени присутствует в округе. Если у людей есть возможность пойти на приём к помощнику нардепа, изложить проблемы, внести предложения. Если помощники народного депутата активно взаимодействуют с органами местного самоуправления, с райадминистрациями, с городским советом, с областной администрации, они представляют интересы народного депутата. Я не сторонник делить команду и лидера. Лидер – это и есть представитель команды. В принципе работа в округе депутатом должна вестись и в то время, когда его физически нет в округе. Как эффективно по классике должны депутаты строить в округе свою работу? Должен быть человек, ответственный за приём граждан, за их проблемы, за организацию встреч с народным депутатом.
– Ви маєте на увазі роботу депутатських приймалень? Чи всі вже їх відкрили?
Совершенно верно. Знаю, что процесс идёт достаточно успешно. Есть помощь и города, и депутаты отдельно открывают. Мы знаем, как правило, нет проблем провести встречу с избирателями в районной администрации. Так всегда было на протяжении двух десятков лет, это нормально. Но у нас же есть большие территории, где людям иногда доехать до центра своего района сложнее, чем если приёмная будет рядом. Некоторые народные депутаты открывают больше общественных приёмных, в мини-кварталах и т.д. Эти вещи можно только приветствовать, если есть возможность, то надо сделать максимально удобно и комфортно людям, чтобы они могли добраться до человека, к которому хотят обратиться. Насколько это правильно или эффективно – это уже второй вопрос.
– Тобто ключова робота – це відкриття приймальні і організація роботи на місті команди, яка буде приймати звернення, опрацьовувати їх?
Да, и взаимодействовать дальше. Надо не только принять, обработать и попросить кого-то что-то сделать, осуществить депутатский запрос. Ещё зачастую нужно проконтролировать качество выполненной работы. Чего греха таить, многие планы разбиваются о некачественное исполнение. Бывает так, что ложка дёгтя может испортить бочку мёда. Обязательно нужно взаимодействовать с избирателями и через СМИ. Видим, большинство депутатов – представителей нашего округа уже побывали в эфирах запорожских телеканалов. Такие вещи можно только приветствовать, потому что чем более открытым будет народный депутат, тем эффективнее он сможет работать и взаимодействовать с людьми.
– Чи повинен народний депутат звітувати перед виборцями?
Насколько я знаю, это законодательная норма, он обязан. Другой вопрос, какая это будет форма. Можно провести одну встречу на стотысячный район, а можно – 10 встреч в микрорайонах. Можно в газетах напечатать отчёт без интерактивной связи, а можно привлечь людей к обсуждению через соцсети. Может сам народный депутат организовать встречу с избирателями, а может привлечь и помощников, чтобы больше расширить круг общения. Поэтому он обязан это делать. Самое главное – люди дадут оценку тому, как это происходит.
– Як зрозуміти виборцю, що народний депутат виконує обіцянки? Нові мажоритарники активно пишуть про свої досягнення в соцмережах. Один з таких постів викликав обурення, що вирішене питання – це заслуга попередників, які виконали всю підготовчу роботу, а «нове обличчя», так би мовити, тільки «перерізало стрічку». Як же зрозуміти, що свої обіцянки народний депутат виконує?
Все мы люди и конечно, когда случается так, что какое-то полезное дело, которое готовилось задолго, происходит в период каденции того или иного человека, грех не воспользоваться таким обстоятельством. Тут уже можно говорить о моральных качествах этого человека. Хотя бы можно похвалить тех, благодаря кому начиналась эта работа, продолжалась и в твою каденцию она имеет логическое завершение. Оставим вопрос на совести тех, кто позиционирует себя первооткрывателем этого дела. Тем не менее, такая практика есть.
Как избирателю понять, что депутат исполняет обещания? Очень просто – достаточно взять предвыборную программу и карандашиком подчёркивать те или иные обещания. Сегодня в век информационных технологий это легко можно сделать. Почитать странички в соцсетях, которые были, посканировать, чтобы не вносились изменения через 3-4 года. Смотреть телевизионные программы с участием депутатов. Смотреть сессии Верховной Рады или, по крайней мере, читать, на сайте выставляются результаты голосований.
Критерий один по отношению к любой власти – когда придут следующие выборы, ты должен просто взвесить для себя, стал ты за этот период жить лучше – значит всё нормально, стал жить хуже – значит надо что-то в жизни менять. Начать можно не с себя, а с других, поменять хотя бы власть. Поэтому нужно оценку давать через себя и через простые понятные вещи, потому что люди разные и критерии у всех тоже разные. Кто-то считает, что лучше должен стать жить именно он. Кто-то считает, что в принципе мы же все в советский период не очень хорошо жили, но были уверены, что через 20 лет заживём и т.д. Очевидно, что тут критерии от потребительских до общенациональных интересов. Кто-то пропускает работу народного депутата исключительно через себя – я к нему обратился, мне отремонтировали крышу, сосед обратился – ему дали материальную помощь – значит, депутат молодец. В то же время «я к нему не обращался, а тарифы выросли в 5 раз, например, как в этом плане дать оценку деятельности народного депутата?
– Політологи радять: починаються вибори – зазирніть у свій холодильник.
Холодильник – это тоже не критерий. Кому-то не хватает на 5-й бутерброд на завтрак с чёрной икрой, а кто-то рад простому супу. Поэтому здесь всё зависит от тех критериев, которые ты сам ставишь для народного депутата.