На карантин закрылось Запорожье, Украина в целом, а в планетарном масштабе десятки государств. Все это уже внесло серьёзные коррективы в личные планы каждого из нас, и вскоре существенно отразится в глобальном плане. О тенденциях сегодняшнего дня и прогноз будущего даёт Максим Лепский, профессор кафедры социологии факультета социологии и управления ЗНУ, академик Украинской Академии наук.
Это попытка прогнозиста ответить о том, что будет, – подчеркивает Максим Лепский.
1. В кризисе – каждый сам за себя! Речь о странах, а не о людях. Обычные граждане в таких ситуациях объединяются.
Мы оказались в совершенно новой реальности социальных и международных отношений, теперь разрывы полностью поставили на повестку дня развал Евросоюза. Поскольку все стали ограничивать внешние связи (напомню, экономика Германии – её 50 % держится на экспорте), а ядром Евросоюза является связь Франция – Германия. ЕС трещит уже даже не по швам, а напрочь. Теперь все понимают, что в кризисе – каждый сам за себя!
2. Политики перешли от ложной беспомощности к ложному всевластию. Речь о тех ограничительных мерах, которые введены в странах по всему миру.
Хайп и масштабирование своего влияния при поддержке в страхе «молчаливого большинства» стали фактором отрыва от земли политиков и появления сначала ложной беспомощности, потом ложного всевластия. Это всегда поле политического обострения. Следующим шагом будет череда политических кризисов.
3. Борьба с эпидемией предполагает локализацию очагов, работу профессиональных бригад врачей и профилактические мероприятия.
Вопрос на засыпку: какие бригады врачебного реагирования, какие запасы медикаментов и какие гос заказы пошли в украинской фармацевтике, какие переговоры о вакцине, например, с Китаем делаются. Вместо этого просто останавливается экономика Украины. Причём сверхприбыль получает авиакомпания за авиаперевозки на украинцах, оказавшихся за границей и в потерях денег украинцами за невыполненные перелеты, которые запланировали, но не полетят.
4. Инфляция.
Ограничение перевозок и перемещений бьёт по малому и среднему бизнесу. И эти функции через время нужно будет регулировать. Но банки за время карантина максимально вытянут “подматрасные” средства.
5. Говорим о медицине, думаем – об экономике и политике.
В Европе уже идёт, у нас ещё впереди передел менеджерские позиций и крупной собственности, последняя – быстро обесценивается. Это уже не вопрос медицины, а вопрос экономики и политики.
6. Роль медиа.
СМИ стали основным спусковым механизмом паники и безумия, а не включения рациональности, логики и ответственности граждан за свои действия. Необходим чёткий механизм безопасный и удобный для обращения граждан при подозрении на заболевание, тест и понятная схема лечения.
7. Символом этого мира являются виртуальные очки.
Эпидемия стала серьезным оправданием не соблюдения закона, не принимается закон об эпидемии, не привлекаются эксперты медики, вирусологи, экономисты и политологи, к моделированию ситуации, постоянному мониторингу и предложению адекватных действий. Действия нарушают Конституцию и законодательную базу.