Новости Запорожья | Онлайн главные свежие новости за сегодня | inform.zp.ua

COVID-19 и наши страхи: что делать рекомендует запорожский психолог

Счастливы все одинаково, а несчастны по-своему. Известная поговорка ярко отображает переживания людей последних месяцев. Пандемия COVID-19 уровняла жителей разных стран и континентов в строгих ограничениях. Карантин нарушил привычный уклад жизни и наполнил каждого своими страхами.

С послаблением ограничений страхи притупились, но не исчезли. Осенью прогнозируют вторую волну коронавируса, и, видимо, вскоре мы столкнёмся и со второй волной переживаний.

Как не впадать в депрессию, снизить градус тревоги и чувствовать вкус жизни в период пандемии рассказала Дарья Конвисарова – запорожский психолог, гештальт-терапевт, семейный психотерапевт.

Корона-кризис повлиял на психическое здоровье населения Украины?

Я, как психотерапевт думаю, что он повлиял, как и любой кризис. И проявил все ресурсы и дефициты, которые есть у каждого человека, семьи и общества в целом.

Судя по вызовам клиентов, многие поняли, что есть ресурсы и возможности там, где раньше их люди не видели. То, что раньше казалось тяжёлым, недоступным, стало вполне возможным.

Взять «паузу», отложить работу, замедлиться, не гнаться за постоянным призрачным успехом – этого человек не мог себе позволить волевым решением. Но пришлось это сделать из-за масштабного карантина. Оказалось, что это возможно и очень даже хорошо. Мир не рухнул, жизнь продолжается и даже новые краски и грани открываются при таком темпе.

И, безусловно, обнажились некоторые дефициты, на которых в спешке или привычной жизни было меньше возможности акцентировать внимание. Наличие каких-то сложных моментов в жизни тоже стало более очевидным.

Страх боится наших знаний и умений

«Ты что не боишься?!» Эту фразу я слышала десятки раз от родных и близких, когда (как журналист) выходила «в люди» в период жёсткого карантина. И сейчас часто приходится слышать: «Боюсь ехать в отпуск… Боюсь ребёнка в садик… Боюсь в бассейн…» Перечислять можно долго…

Дарья, как Вы оцениваете уровень человеческого страха в период пандемии? И, главное, как справляться с ним?

Страх возникает там, где много неизвестности. Страх возникает там, где недостаточно внутренних или внешних опор и ресурсов. Если я знаю, понимаю и осознаю, на что я могу опереться, то становится легче. Может быть трудно какое-то время, но, если я понимаю свои ресурсы и возможности, пройти сложный период легче.

Поэтому всегда имеет смысл: понимать свои внешние и внутренние ресурсы. Качества, знания, умения, успехи, достижения, которые у меня есть в жизни, могут служить моим фундаментом. Это всё может быть у человека, но оно не присвоено. Поэтому важно «присвоить» и использовать.

В нашей жизни кризисы случаются часто – возрастные, жизненные, закономерные и нет. Их много. Просто сейчас случился глобальный общечеловеческий кризис. У каждого человека есть опыт того, как он справлялся, как преодолевал различные свои кризисы. Поэтому полезно эти ресурсы видеть в своей жизни и присваивать их. Многие люди делают это сами без психотерапии. Важно понимать, на что Вы можете рассчитывать и на что Вы способны.

Психологический кризис переживают больные коронавирусом. Врачи, которые лечат таких пациентов, рассказывают: кроме физического здоровья на первый план выходит психологический аспект. Потому что на этих людей большое давление оказывает окружение. Звонят родственники, сотрудники и говорят «из-за тебя я на самоизоляции, от тебя могу заразиться…»  Что делать с такими страхами?

Думаю, нужно обращаться к здравому смыслу. У нас и так имеет место нетерпимость к различным ситуациям. Поэтому это вопрос терпимости и здравого смысла. Нужно понимать реальные риски и возможности, взывать к собственной человечности и терпимости. Никто не от чего не застрахован.

Наши тревоги – это наша неопределённость

Вы сказали, что у большинства была возможность замедлиться, и это стало положительной стороной карантина. Люди рассказывают о переоценке ценностей, о внутренних диалогах. На чём акцентировать внимание, как вести этот внутренний диалог правильно?

Думаю, что внутренние диалоги велись всегда и будут вестись и дальше. Просто люди стали их замечать. Появилось больше тревоги, потому что повысился уровень неопределённости. Вирус мы не можем контролировать. Вирус – это то, что нельзя предугадать или измерить. Процесс заражения нельзя измерить или контролировать.

Диалог происходит всегда. На самом деле в нашей жизни очень много неподвластных моментов, в которых мы бессильны. Но людям очень сложно психологически сталкиваться с этим бессилием. Там, где я не контролирую, надо иметь какое-то доверие к жизни, к высшим силам, к судьбе, к миру или просто ощущение внутренней безопасности.

Ощущение внутренней безопасности и доверие к миру – это психологическая характеристика, которая формируется у ребёнка в первые 3 года жизни. И ребёнок либо воспринимает мир как доброе, расположенное к нему пространство, либо безопасность и доверие к миру не формируется, и на замену приходит контроль. В моменты кризисов становится более очевидно, что мы не можем контролировать всё вокруг – ни финансовые кризисы, ни погоду, ни этот вирус.

Диалоги «проявляются», потому что повышается тревога у людей.

Как справляться с тревогой или минимизировать её?

Всегда в таких случаях полезно заземляться и возвращаться в реальность. Заземляться – это чувствовать опору под ногами, своё тело, дышать, восстанавливать связь с телом там, где вы чувствуете какую-то зажатость или скованность. В моменты сильного стресса может даже дыхание перехватывать. Здесь мы предлагаем вернуться к дыханию, телу, стопам, границам своего тела, почувствовать контакт тела с окружающими предметами. Посмотреть, что жизнь вокруг продолжается и всё хорошо.

Нужно переводить внимание с внутренних тревог на то, что происходит вовне. Некоторые мои клиенты говорят, что в сложные моменты внутреннее ощущение страха, тревоги и «раздавленности» настолько сковывает, что они перестают участвовать в жизни и замечать её. Возвращение в реальность иногда происходит сначала волевым усилием, дальше из интереса и любопытства. Так начинают чувствовать вкус к жизни, и постепенно состояние улучшается.

В борьбе со страхами и тревогой надо разнообразить свои ощущения, чтобы поддерживать вкус к жизни?

Если мы говорим об остром моменте тревоги, изначально нужно вернуться в тело, в дыхание, а дальше замечать максимально жизнь вокруг. Если сложно опираться на себя, можно опираться на жизнь, которая происходит вокруг. А как вы это будете делать: через курсы, беседы, прогулки, музыку или другие доступные ресурсы, которые вас возвращают к жизни – это Ваш выбор.

Нервы и семья

Карантин закрыл в одном помещении на длительное время разные поколения: отцы и дети, в некоторых случаях – плюс дедушки и бабушки. Опыт показал, что пережить такое соседство некоторым было крайне сложно.

– Дарья, Ваш совет, как себя вести в семье, когда чувствуешь эмоциональную нагрузку?

Нужно о себе эмоционально заботиться. Это снова вопросы ресурсов. Если сложный эмоциональный период, то нужно максимально много внимания уделять телу – это могут быть зарядки, массажи, прогулки. Даже во время пандемии будет доступен тот же спорт, какая-то эмоциональная живость. Потому что тело перерабатывает большое число эмоций. Чтобы тело справлялось, и эмоции не застаивались, не подавлялись, важно уделять внимание физическим процедурам. Дальше нужно восполнять эмоциональные ресурсы – это разговоры с подругами, родителями, психотерапия – всё, что помогает прорабатывать большой объём эмоций.

– Как с детьми минимизировать конфликты? Дистанционное обучение в некоторых семьях выливалось в слезы детей и нервные срывы родителей…

Это зависит от того, с чем именно сложности. Если у родителей лично сложное эмоциональное состояние, точно надо сначала подпитать и наполнить ресурсами родителя. Дальше, если есть эти ресурсы, с детьми можно делать всё, что хочется.

Безусловно, увеличилась нагрузка и концентрация. Помимо своей работы родителям пришлось заниматься ещё и уроками. Всё, что могу сказать, нужно больше заботиться о себе и своих ресурсах, потому что чем дольше родитель будет в сложном эмоциональном состоянии, тем больше будет сложностей.

Кому легче переносить кризисы и период самоизоляции: семейным или нет? Молодым людям или более старшим?

Качества, которые могут помочь преодолеть трудности такого кризиса, присутствуют и у людей с семьями, и у одиноких людей. Нет прямой зависимости. Для некоторых людей семья – это ресурс, для других – нет, им уже сложнее.

И про «котиков»

Прогулка с собакой – стала официальным «пропуском» на улицу в период жёсткого карантина. В некоторых странах опустели приюты для животных, разобрали и собак, и котов. В Запорожье не было такой тенденции. Тем не менее, владельцы домашних животных отмечают, что их домашние любимцы помогли им пережить самоизоляцию.

– Животные действительно сглаживают состояние тревоги и помогают снять стресс?

Контакты с животными вызывают большой прилив гормонов счастья. Поэтому да, через заботу о близком существе повышается уровень дофамина и окситоцина.

Ещё я хотела бы сказать, что лучше всего профилактика и превентивные  меры. Ситуация с коронавирусом была непредвиденной. Но если говорить о кризисах, которые периодически закономерно случаются в нашей жизни, то профилактика, забота о себе, эмоциональная и физическая – это то, что облегчает прохождение любого кризиса. Это можно делать до, после и во время кризисов.

У моих клиентов были периоды неопределённости, повышенной тревоги, но это были периоды, с которыми люди достаточно быстро справлялись и потом находили достаточно много плюсов и новизны в ситуации. Можно создавать подушку безопасности, как люди создают финансовую подушку, так можно создать физическую и эмоциональную, социальные связи.

В социальных связях – это отношения с друзьями.

Если мы говорим об эмоциональной подушке – это ресурсы, устойчивость, уверенность, зрелость, возможность адаптироваться, быть гибким, опорным, справляться с эмоциями. Нужно улучшать здоровье, иммунитет.


“Материал опубликован в рамках программы Media Emergency Fund, которую реализует Львовский медиафорум, при финансовой поддержке Фонда развития СМИ Посольства США в Украине. Взгляды авторов этого материала не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США”.

Exit mobile version