Уже пять месяцев упоминаемость коронавируса в запорожских СМИ достигла рекордного значения. Ежедневно публикуется информация о статистике заболеваемости и опасности заражения. При этом стремительно развивающаяся тема вируса породила и ряд “фейковых” сюжетов, которые, несмотря на свою абсурдность, вызвали интерес СМИ и стали предметом для широкого обсуждения. Жители Запорожского региона активна репостят в социальных сетях различные фейковые материалы и охотно им верят.
Редакция inform.zp.ua решила собрать топ-фейки о коронавирусе, которые активно постятся в социальных сетях и запорожских пабликах.
Фейк №2 – “Опасность вируса преувеличивают, на самом деле он не страшнее гриппа или простуды”.
МАНИПУЛЯЦИЯ
На самом деле – Сравнивать уровень летальности от коронавируса и от гриппа или простуды некорректно.
Заразность COVID-19 в 2-3 раза выше, чем у вируса гриппа — каждый инфицированный новым коронавирусом способен заразить в два раза больше людей, чем тот, кто болен гриппом.
Смертность от COVID-19, вероятно, варьируется в зависимости от качества местного здравоохранения. Тем не менее, это в среднем около 2%, что примерно в 20 раз выше показателей сезонных гриппов, находящихся сейчас в обращении, – заявил профессор системной биологии в Университетском колледже Лондона Франсуа Баллу.
В сети распространяется информация, которая вообще продвигает идею, что COVID-19 якобы не страшен, карантин не нужен, а все ухудшение от болезни вызваны лишь попытками ограничить ее. Впрочем, хотя автор обычно и называет правильные цифры, он манипулирует их трактовкой, ссылается на ряд непроверенные исследований и только на те публикации в СМИ, которые подтверждают его мнение.
Опровергаем основные ложные тезисы.
Мнения экспертов
Обычно приводятся заявления некоторых экспертов или врачей, которые говорят “что вирус не новый и тем более не страшны”. Хотя есть ряд противоположных серьезных исследования – например, исследование по данным 129 стран подтверждает эффективность карантина, и исследование по данным 134 стран, которое тоже положительно оценивает ограничительные меры.
Любые заявления врачей или политиков отдельных стран – должны быть проверены и обоснованны.
Медицинские исследования
Сравнивать уровень летальности от коронавируса и от гриппа некорректно, поскольку объемы распространения каждого из вирусов и подсчеты смертельных случаев могут быть различными.
Большой проблемой коронавируса является его быстрее распространение, что приводит к перегрузке медицинской системы и может увеличить количество жертв от других болезней, ведь больницы будут заняты пациентами с COVID-19.
К тому же до сих пор нет вакцины и эффективных средств для лечения COVID-19, а без них вирус может распространяться массово и неконтролируемо, превращая даже незначительный процент летальности на большое количество жертв.
Новое немецкое исследование с участием ведущего вирусолога Кристиана Дростена показывает, что около трети населения уже имеет некоторый клеточный иммунитет к новому коронавирусу, предположительно, благодаря контакту с ранее существовавшими коронавирусами (вызывающими ОРЗ). Этот клеточный иммунитет, представленный так называемыми Т-лимфоцитами, значительно сильнее, чем обусловленный антителами, и может частично объяснить, почему у многих людей симптомы COVID-19 не проявляются.
Это исследование не рецензировано, а потому ссылаться на него рано, более того — использоваться в клинической практике. Результаты любых исследования должны быть подтверждены другими учеными.
Опыт Швеции и Белоруссии
В конце апреля в ВОЗ сказали, что Швеция представляет собой модель успешной борьбы с пандемией, на которую стоит ориентироваться другим странам. Благодаря тестированиям и интенсивной терапии их система здравоохранения всегда оставалась в пределах ее возможностей реагировать на количество случаев, которые они претерпели.
Ограничительные меры там были менее строгими, чем в других европейских странах. Впрочем, Андерс Тагнел, инфекционист, который играет ключевую роль в координации шведского ответа на COVID-19, уже в начале июня признал, что с сегодняшними знаниями о болезни Швеция вводила бы ограничения, которые были бы чем-то средним между теми, что действовали в них, и теми, что действовали в других странах мира.
При этом уровень инфицирования коронавирусом в Швеции был выше чем у любой страны-соседа.
Для сравнения, по состоянию на 12 июня в Швеции количество заболевших составило 469 человек на 100 000 жителей и 46 умерших на 100 000 жителей, в соседней Финляндии — 128 человек на 100 000 жителей и 6 умерших на 100 000 жителей и в Норвегии — 160 человек на 100 тысяч жителей и 5 умерших на 100 000 жителей.
Беларусь, единственная европейская страна не отменившая даже массовые мероприятия, избрала наиболее либеральную стратегию в отношении COVID-19.
Не вводить карантин в Беларуси было, в частности, политическим решением. Сам Лукашенко заявлял, что «граждане поднимут его на вилы», если он введет карантин. Также президент страны отмечает, что именно их опыт «без карантина» теперь перенимают другие «богатые страны», например, Россия. Стоит напомнить также, что в этом году в стране выборы президента и многие заявления Лукашенко были откровенно популистскими.
Белорусскую “позитивную” статистику по COVID-19 критикуют как внутри самой страны, так и зарубежные коллеги. Например, президент Литвы Ґитанас Науседа высказывал мнение, что доверять белорусским данным по заболеваемости коронавируса нельзя.
Итоги
Основная проблема не в смертности или летальности вируса (которую следует оценивать по окончании пандемии), а в том, что из-за отсутствия эффективного лечения и высокого уровня заражения, вирус распространяется быстро и создает нагрузку на медицинскую систему. В результате не только не все больные COVID-19 могут не получить необходимую медицинскую помощь, но и люди с другими заболеваниями.
Заразность COVID-19 в 2-3 раза выше, чем у вируса гриппа — каждый инфицированный новым коронавирусом способен заразить в два раза больше людей, чем тот, кто болен гриппом. Смертность от COVID-19 в 20 раз выше показателей сезонных гриппов.
Напомним, в Запорожской области за неделю коронавирусом заразилось 118 человек. Большая часть из них “подхватила” вирус в крупных городах.
Всего по состоянию на 06 Августа в Запорожской области зарегистрировано 890 лабораторно подтвержденных случаев COVID-19, в т.ч. 75 среди детей и 131 – среди медицинских работников.