Zoom, дистанционные класс-румы и онлайн-пары – малый перечень того, с чем школьники и студенты столкнулись на карантине. Пандемия изменила ход обучения и перевела все обучение в режим онлайн. Если в период первой волны карантина, весной 2020 года, образовательные учреждения не были готовы технически и морально быстро адаптироваться к переходу, то с началом осени ситуация изменилась.
В дополнительном (внешкольном) образовании Запорожья на карантине произошли такие же изменения. Учреждения пытались без особых потерь качества и времени перевести кружки и курсы в онлайн-формат. С какими сложностями сталкивались преподаватели и дети во время дистанционного обучения, как изменился формат занятий и чем заинтересовывали детей в режиме онлайн, расскажем на примере Дворца детского и юношеского творчества
Сейчас во Дворце функционирует 63 кружка. В период карантина они продолжают действовать в смешанной форме обучения. Некоторые преподаватели занимаются с детьми дистанционно, а там, где нужна живая коммуникация и обучение – занимаются очно.
Если это кружок английского языка, то есть возможность работать дистанционно весь период карантина. Если это кружок вокала, хореографии – занятия организованы по смешанному типу. Теоретические занятия чередуются с практическими. Но очные встречи с преподавателями организованы с группами детей по пять человек, как того требует карантинный режим.
Мы учитываем пожелания и родителей, и преподавателей. На всех занятиях, если они проходят очно, соблюдаются противоэпидемические нормы: температурный скрининг при входе, социальная дистанция и, конечно, масочный режим на территории, – рассказывает Людмила Маринюк, руководитель Дворца юношеского творчества.
Адаптация занятий и выход в “онлайн”
Все существующие программы занятий с детьми адаптированы под обучение в онлайн-формате. У преподавателей есть опыт проведения уроков дистанционно. Для качественного проведения занятий во Дворце перестроили студию для онлайн-трансляций, она оборудована двумя камерами. Преподаватели непосредственно из студии могут проводить теоретические занятия.
Так было не всегда, еще в марте 2020 года, когда только объявили о начале всеукраинского карантина из-за пандемии коронавируса, преподаватели столкнулись со сложностями проведения занятий. Единственный опыт, который был в практике преподавателей – проект “Інклюзивна майстерня”, во время которого они и приобретали навыки общения с детьми с особыми потребностями в онлайн-формате. Также, в это время менялась и студия, где записывали и проводили онлайн-занятия с учениками.
Работать дистанционно с детьми намного сложнее, так как отсутствует живой контакт. К тому же, перевод всего обучения в онлайн-формат, в том числе и школьного, очень выматывает детей и восприятие информации с экрана после долгих часов обучения – ухудшается, а внимание рассеивается. Очное общение всегда намного продуктивнее и интереснее, чем онлайн общение, – делится Людмила Маринюк.
На карантине все учебные заведения все активнее популяризировали такой формат взаимодействия с детьми, как мастер-классы. Дворец юношеского творчества тоже не отставал от образовательных тенденций и проводил мастер-классы для своих воспитанников как очно, так и онлайн.
С помощью такого формата и дети знакомились с профессионалами в тех сферах и отраслях, которые и сами только начинают осваивать. Такой формат очень заинтересовал учеников.
Карантин – фестивалям не помеха!
Из-за особенностей дистанционного обучения и отсутствия возможности посещать занятия оффлайн, часть детей прекратила обучение в кружках. Тем не менее, основной состав учащихся остался. Именно с ними преподаватели летом участвовали в дистанционных фестивалях.
Соревноваться в конкурсах и показывать таланты в фестивалях воспитанники Дворца юношеского творчества вместе со своими преподавателями смогли за счет онлайн-презентаций концертов и занятий, которые были записаны ранее. Так, работы учеников были представлены на фестивалях всеукраинского и международного уровня.
Например, в октябре 2020 года в Запорожье дистанционно провели и масштабный хореографический фестиваль народного танца “Натхнення Хортиці”. В рамках которого ученики городских школ представляли свои хореографические таланты.
Так как фестиваль проходил дистанционно, коллективы со всей Украины записывали видео и отправляли во Дворец юношеского творчества. Оценивать таланты творческих коллективов приехало жюри из Харьковской академии. В онлайн-формате состоялся просмотр конкурсных материалов и награждение победителей.
Конечно, коллективам тяжело работать на пустой зал, под запись. Должны быть энергетические потоки, которые идут от зрителей к артистам, и наоборот. Мы любим, когда существует интерактивная связь между гостями и выступающими. Большинство мероприятий у нас проходит с разными интерактивами. Так коллективы получают эмоции от зрителей, а зрители отдачу артистов, – рассказывает руководитель Дворца.
На эту зиму во Дворце юношеского творчества уже составлена программа новогодних мероприятий. Вместе с коллективами преподаватели готовят праздничный концерт. На этот раз, новогодняя интермедия пройдет на улице, возле здания Дворца. Там же будет установлена и главный символ праздника – новогодняя елка. Мероприятие запланировано на 18 декабря.
Несмотря на карантин, в учреждении не планировали отменять мероприятия, а наоборот – провести их со всеми противоэпидемическими мероприятиями. В нынешнее время преподаватели показали, что готовы к изменениям и новшествам ради обучения своих учеников. И они не готовы забирать у детей их развитие как личностей. При разных развитиях ужесточения карантинного режима, Дворец Юношеского творчества сможет адаптировать показ мероприятий под дистанционный формат. Что позволит абсолютно всем желающим смотреть спектакли, а детям продолжать реализовывать свой творческий потенциал.
Матеріал опубліковано в рамках програми Media Emergency Fund, яку реалізує Львівський медіафорум, за фінансової підтримки Фонду розвитку ЗМІ Посольства США в Україні. Погляди авторів цього матеріалу не обов’язково збігаються з офіційною позицією уряду США.