Головна » Общество » “Для меня все люди одинаковые”: история слабовидящей студентки из Запорожья о её учёбе, популяризации украинского и белорусского языков и детской литературе

“Для меня все люди одинаковые”: история слабовидящей студентки из Запорожья о её учёбе, популяризации украинского и белорусского языков и детской литературе

Девушка из сотыми процента зрения из Запорожья: история
Ліза Нечипуренко

Девушка учится в университете, редактирует тексты, пишет стихи, популяризирует украинский язык и изучает белорусский, а также планирует творить детскую литературу и заниматься журналистикой. О том, как ей это удаётся с несколькими сотыми процентов зрения – она рассказала в этом интервью.

Мы встретились с Лизой на первом этаже университета возле библиотеки. Именно тут я чаще всего её видела на переменах. Лиза в этом году поступила на 1 курс факультета журналистики Запорожского национального университета. Она кажется очень стеснительной на первой взгляд, но очень общительной – на второй. 

У Лизы процент зрения на одном глазу – пару сотых от одного процента из ста. Вторым она не видит вообще, ведь у неё нет хрусталиков. 

«Для меня все люди одинаковые. Я только по разговору могу идентифицировать людей. А ещё если у кого-то волосы розового цвета, как у моей однокурсницы, например, или кто-то слишком высокий или низкий ростом», – объясняет она.

В тот день, когда мы с ней общались, она проснулась в 5 утра, чтобы  доделать домашнее задание в университет. На протяжении всего дня Лиза устаёт напрягать зрение, поэтому не успевает доделать все работы.

У Лизы есть ещё два младших брата, поэтому отец сначала завозит на учёбу её, а потом уже сыновей в школу.

«Я тут уже с полвосьмого утра. Постоянно теряюсь, пока найду аудиторию», – рассказывает Лиза. 

В одном из учебных корпусов университета на аудиториях есть барельефные номера на дверях, к которым можно прикоснуться и распознать цифры. Поэтому Лизе гораздо удобнее ориентироваться там. Но в том корпусе, где у неё чаще всего проходят занятия, таких обозначений аудиторий нет. Студентка часто теряется в учебном корпусе и порой долго ищет аудиторию, где будет проходить пара.

«Я только помню аудитории, которые находятся сразу на углу или вблизи от ступенек», – говорит Лиза.

В школе, где училась Лиза, на ступеньках были линии на первой и последней яркими цветами. На факультете она ходит с тростью, которой водит по поверхности, чтобы распознать, где она находится. По звуку она может даже различать ступеньки.

Девайсы и поступки, облегчающие жизнь

Лиза демонстрирует специальное приложение, которое озвучивает написанный текст. Женский голос очень быстро что-то тараторит, а я ничего не понимаю. Спрашиваю, почему такая быстрая озвучка.

«Я привыкла уже. У меня сначала она очень медленной была, меня начало это раздражать, и я ускорила», – рассказывает Лиза.

Она показывает ещё несколько программ, которыми она пользуется в учёбе и в повседневной жизни. С их помощью Лизе удаётся читать тексты, выполнять домашние задания, и даже слушать книги.

«Также тут можно сканировать цвета, штрих-коды, загружать фотографии людей, которых нужно найти. Но я этим не пользуюсь, потому что у меня пока есть зрение немного», – говорит она.

Больше месяца Лиза, как и другие студенты ЗНУ, учились дистанционно. Но, как она призналась, ей по душе больше находиться в аудиториях и слушать преподавателей вживую.

«Здесь я хотя бы ходить могу, а дома села и пишу. Иногда даже на переменах пишу, потому что не успеваю. Но преподаватели мне идут на встречу, и дают больше времени на выполнение задания. Все очень толерантны», – отмечает Лиза.

Она пытается не сильно пользоваться этими уступками преподавателей, но всё же благодарна за них. Потому что Лиза не всегда успевает прочесть задания к тестам, которые рассчитаны на определённое время, устаёт постоянно читать, особенно с монитора.

«На тесты мне просто больше времени нужно. Я закидываю текст в специально озвучивающую программу, и я жду пока оно проговорит», – рассказывает студентка.

Замечания, которые выставляют преподаватели, Лиза также читает с помощью этой программы, или же ей кто-то озвучивает текст.

Равные условия

Лиза двенадцать лет училась в специальной школе-интернате «Ориентир». Она была там на обычных условиях, также как и все дети.

«На самом деле это хорошо. Потому что таким образом я больше адаптировалась к жизни. Это не то, чтобы я незрячая, не могу писать, читать, меня нужно водить. Просто живёшь обычной жизнью. Там просто никто тебя не обижает за то, что ты незрячий», – объясняет Лиза.

– А тут, в университете? – перебиваю её.

– Тут тоже. Просто всем всё равно, все уже взрослые люди, – говорит она.

В этой школе вместе с другими учениками Лизу учили делать что-то руками: перебирать бисер, аппликации делать, посылки собирали воинам.

«Последнее мне, кстати, больше всего нравилось. Потому что знала, куда это и зачем. Я достаточно проукраинская».

Любовь к украинскому языку

Лиза пишет стихи, сочинения, занимается переводом, а также изучает белорусский язык. Его она выучила практически за два месяца. В целом Лиза очень любит украинский язык. На нём мы и общаемся с ней. Уточняю, из Запорожья ли она.

«Постоянно это спрашивают, но да, я местная. Я просто люблю украинский язык», – утверждает она.

У Лизы, как она сама говорит, «специфические» предпочтения в литературе. Ей больше нравятся книги, связанные с языковедением украинского, белорусского языков, историей Украины.

«Я вообще хотела на филологию поступать, но я бы со своим зрением «не вытянула» бы. Поэтому пришлось поступать на журналистику, но я не жалею, потому что я вообще с определённой целью это делала», – говорит Лиза.

– Какой? – спрашиваю её.

– Украина. Хочу распространять украинский язык, – с уверенностью отвечает она.

В 2019 году в ЗНУ был инцидент: студенты факультета журналистики на День знаний принесли искусственный гроб, тем самым показывая, что их право говорить на русском ограничивают. Тогда администрация университета и факультета ответила, что такого нарушения прав студентов не было. Лиза тоже узнала об этой ситуации и была крайне возмущена поступком студентов.

Действительно, ни один язык не может лежать в гробу, но государственный нужно поддерживать больше, чем другие. И журналисты должны делать это в первую очередь. По крайней мере я могу стать таким журналистом, который прославляет родной язык, – сказала она.

Любовь к этому у Лизы, скорее всего с детства. Ведь ее мама, Анна Нечипуренко, является главной редактором одного из самых популярных журналов Запорожья «VIP Club». Частично, делится девушка, это также поддало ей мотивацию вступить именно на журфак.

Лиза вообще многогранный человек. Кроме своих увлечений языками и переводом, ей нравится редактирование и написание сочинений. А для этого, по её мнению, нужно подучить ещё пару языков: английский и молдавский.

Кроме того, Лиза говорит, что её очень сильно «тянет» к детской литературе.

«Самая важная литература – это детская. Она должна быть самой качественной, чтобы национальное сознание воспитать», – убеждена она.

Девушка планирует писать сочинения для детей после того, как сдаст сессию.

Лиза также участвует в украинско-белорусском проекте, где переводят и озвучивают рассказы, сказки. В нем работают четверо запорожцев, среди которых – и наша героиня. Лиза озвучила несколько украинских слов и белорусскую сказку, но её ещё не «смонтировали».

Планы на будущее

В ближайший год Лиза хочет устроиться на работу в издание, которое разделяло бы ее проукраинские ценности. Но у девушки есть еще одна мечта – работать с независимым белорусским новостным порталом “Белсат”. Лиза рассматривает варианты сотрудничества только с негосударственными СМИ Беларуси, на которые не давят власти. Таким образом, она хочет помогать белорусскому народу, как журналистка.

Лиза также не оставляет планы работать в детском издании и в проектах, которые помогали бы развивать и изучать украинский язык.