Новости Запорожья | Онлайн главные свежие новости за сегодня | inform.zp.ua

Мосты в Запорожье: как строили, сколько потратили, и что ждёт в будущем

Мосты в Запорожье: как строили, сколько потратили, и чего еще ждать

Вантовый мост в Запорожье

Уже завтра, 22 января, в Запорожье откроют вантовый мост, который строили 17 лет. Это станет грандиозным событием не только для запорожцев, а и для всей страны.

Строительство длилось 17 лет

Мосты в Запорожье планировали строить ещё в 60-х годах. Проект строительства мостового перехода через Днепр внесли в генеральный план города Запорожья на 1965-1985 года. Однако реализовать его в ту двадцатилетку не удалось. Строительство мостов отклонили из-за экологической угрозы острову Хортица.

Активно строительством мостов занялся бывший мэр Запорожья Александр Поляк. Он нашел деньги на стройку, а сам проект утвердили на всех уровнях тогдашней власти Украины. После этого началась новая эра запорожских мостов. Их должны были достроить до 2010 года, на это выделяли 1,9 млрд грн.

Длина трассы автомагистрали свыше 9 км, мост через Днепр 660 м, мост через Старый Днепр – 360 м, более 20 инженерных сооружений, путепроводов, эстакад, транспортных развязок.

19 октября 2004 года заложили первый куб бетона в основание первой опоры будущего мостового перехода.

Пилоны, которые держат ванты моста, стали появляться только в 2008 году. Ванты тогда изготовила немецкая компания, и обошлись они в 60 млн грн.

В 2009 году из-за постоянной нехватки денег мосты были готовы на четверть. Сроки сдачи проекта сдвинулись на 2012. Возводить мосты стало некому. Специалисты покинули объекты и разъехались по домам. В 2011 году мосты передали из коммунальной собственности в государственную в управление «Укравтодора».  

Строительство моста через Старый Днепр досталось компании «Планета МОСТ», которая являлась владельцем плавкрана «Захарий». Сроки все время сдвигались. Строительство мостов много раз замораживалось, на объекте отсутствовала охрана, этим пользовались нечестные граждане. Они резали металлоконструкции, предназначенные для мостов, на металлолом.

За 16 лет на некоторых конструкциях появились дефекты.

Флагман «Большого строительства»

В 2020 году в рамках национальной программы «Большое строительство» работы на мостах ускорили. В феврале 2020 тендер на строительство мостов выиграла турецкая компания «Onur» – общая стоимость проекта составляла 11,9 млрд грн. На стройке задействовали не менее 600 работников, специалистов из Украины и Турции, которые работали круглосуточно.

24 декабря 2020 Президент Владимир Зеленский открыл движение по первой части «долгостроя» – балочному мосту, который соединяет Правый берег и Хортицу. 

Балочный мост

Для строительства вантового моста купили 48 новых стальных канатов. Их смонтировали чуть больше, чем за месяц.

По договору, мосты должны были закончить строить в 2024 году. Но турецкий подрядчик максимально ускорил работы. 22 января 2022 должно состоятся открытие первой части вантового моста через Днепр. 

Ванты

Плавкран «Захарий» – отдельная веха в строительстве мостов

Для монтирования временных опор и прогонных сооружений хотели использовать плавучий кран грузоподъёмностью 1200 тонн. В то время он только строился на Севастопольском заводе. После его конфисковала Россия во время незаконной оккупации Крыма. Компенсацию за кран Украина так и не получила.

Плавучий кран «Захарий» доставлял секции моста из Кривой бухты к строительной площадке, каждая из секций весила по 780 тонн. Всего плавкран  совершил 29 рейсов, преодолев по Днепру более чем 400 км.

Плавкран “Захарий”

Не обошлось и без приключений. Во время курсирования по Днепру  “Захарий” получил пробоину. Это случилось на дистанции от речпорта в Дубовой роще до строительной площадки вантового моста. Плавкран вынуждены были остановить, чтобы ликвидировать поломку.

Для этого буксировали в Херсонский судостроительный завод по речке Днепр. В июне после ремонта он снова приступил к работе.

В конце декабря плавкран смонтировал последнюю секцию, и спустя год работы в Запорожье отправился в Турцию.

Стоимость строительства каждый раз повышалась

За 8 лет строительства финансирование строительства мостов выросло с проектных 1,9 млрд грн до 5,3 млрд грн.

Из-за перебоев с финансированием мостов, запорожцы сами искали инвесторов. Среди них были китайцы, которые ставили условие, что 70% работ они будут выполнять сами, используя конструкции, произведенные в Китае. Это не устраивало Украину. Были и скандинавские, американские инвесторы.

Почти 17 лет, 9 километров и  более 16,5 млрд гривен — это не набор случайных цифр, а реальные сроки, масштабы и стоимость новых мостов в Запорожье.

Изначально его стоимость оценивали в 1,9 млрд гривен. Но это было в 2004 году и с того времени сумма колоссально выросла. Стоимость мостов увеличилась до 5 млрд гривен, а сдать его в эксплуатацию должны к 2013 году. 

В 2014 году строительство мостов в Запорожье заморозили и причиной этому стало отсутствие финансирования. Кроме того, во время обследования подводной части опоры моста водолазы нашли некоторые разрушения. Экспертиза показала, что при строительстве опоры использовали бетон, который по техническим требованиям не предназначен для мостов.

Через два года строительство мостов пытались возобновить и даже выделили финансирование на работы, но вскоре стройку остановили из-за отмены разрешения на строительство. Это было связано с тем, что реальная картина строительства отличалась от заявленной в проектной документации. 

В 2018 году строительство восстановить все же получилось. В феврале смонтировали 450 метров металлической конструкции балочного моста. Она и стала опорой для будущего пролета моста. 

В 2020 году строительство разморозили в рамках проекта «Большая стройка». В феврале 2020 года в тендере на строительство выиграла компания Onur Taahhüt. Стоимость контракта составляет 11,9 млрд. грн. 

С названием ещё не определились

В Запорожье уже длительное время точатся дискуссии по поводу названия новопостроенных мостов. Запорожские мосты хотели назвать в честь погибшего начальника Службы автомобильных дорог в Запорожской области Александра Шандыбы, украинского борца Ивана Поддубного, гетмана Войска Запорожского времён Богдана Хмельницкого Петра Сагайдачного, бывшего мэра Александра Поляка и мостами Крария.

А недавно запорожцы предложили назвать сооружения «Мосты соборности Украины» и Хортицкими мостами.

В связи с открытием вантового моста в Запорожье изменится схема движения. Патрульная полиция Запорожской области опубликовала карту организации дорожного движения.

Это ещё не конец

Запорожский мост – это самый большой долгострой Украины, протяжностью 9 километров.

На вантовом мосту проводили испытания на прочность. Для этого на мосты заехали 30 грузовиков. Загрузка моста, которую смоделировали — одна из самых опасных для конструкции. Но мост успешно прошел испытание на прочность.

Запорожские мосты после достройки станут частью Евразийского транспортного коридора. Новыми мостами и дорогами пойдут большие объемы транзитных грузов.

Сейчас вантовый мост украшают светодиодной подсветкой. В Службе автомобильных дорог уточнили, что запорожцы смогут увидеть это освещение совсем скоро. 

Фото: Сергей Лавров

В ночное время мост будет светиться сине-желтыми цветами и будет появляться надпись «Украина».

Недавно в сеть выкладывал видео подсветки моста Виктор Медведев.

По данным портала «Слово і Діло», завершить строительство мостов обещали заместитель руководителя Офиса Президента Кирилл Тимошенко и министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков. 

В итоге окончание строительных работ обещают теперь на 2022 год. Вантовый мост планируют открыть 22 января, а все мостовые переходы — достроить на День независимости Украины, 24 августа.

Exit mobile version