Головна » Политика » Опыт братьев Марченко в Запорожье: от партийного строительства – к гражданскому

Опыт братьев Марченко в Запорожье: от партийного строительства – к гражданскому

Несколько лет назад партийная жизнь Запорожья украсилась сразу несколькими новыми именами и партиями. Однако время сняло шелуху со всего, что оказалось недостаточно состоятельным, или, как вариант, отправило в забытье то, что, выполнив свою миссию, завершилось. 

При этом если раньше речь шла о проектах, которые являлись частью масштабных партийных организаций, то где-то с 2015 года на местные арены все чаще стали выходить либо очень небольшие партячейки либо и вовсе местные проекты. Для Запорожья такими малыми партийными проектами, получающими, тем не менее, пусть и скромную, но часть депутатских мандатов в местных советах, последовательно стали «Самопомiч», Партия Владимира Буряка «Єднання», моторовская версия «Новой политики» и, наконец, затея вечного пария, испанского изгнанника – «Партия Шария». 

Как оказалось, малые партийные проекты могут быть весьма живучи и даже прибыльны – в том смысле, что в некоторых советах получают так называемую золотую акцию, которую потом и обменивают на различные преференции, создавая коалиционное большинство с более широко поддержанными партиями. 

С формальной точки зрения подобные действия малых партийных фракций не могут считаться коррупцией – если только не доказана прямая связь между вхождением в коалицию и получением за это каких-либо благ, материальных и нематериальных. 

В этом плане первая и последняя позиция в вышеупомянутом списке к сегодняшнему дню оказались наименее связаны с коррупционными скандалами – в том смысле, что обе продержались сравнительно недолго и не прибегли к партийным трансформациям ради выживания на местном небосклоне. Если быть точным, запорожская организация партии «Об’єднання «Самопомiч», организованная предпринимателями братьями Марченко, продержалась одну каденцию, а малочисленные последователи Шария, выстояв под атаками «Национального корпуса», оказались с началом войны под запретом – сначала по решению СНБО, потом по вердикту Львовского суда – и переключились на волонтерскую деятельность. 

Не выступая в качестве адвоката «Партии Шария», можно сказать, что на примере запорожской партийной организации, проведшей в городской совет шесть штыков, можно смело утверждать: между первым лицом партии, его центральным офисом и партийными ячейками на местах зачастую пролегает целая пропасть – идеологическая и практическая. Во всяком случае, запорожская ячейка в перерывах между осадой своего офиса молодыми националистами, выступала против распила мэром бюджетных денег, снятием Радой моратория на продажу земли, загрязнения промпредприятиями города и просто высаживала молодые дубы в одноименной роще. В то время как Шарию раз за разом лепили ярлык пророссийского блогера.

Партия, которой в Запорожье помогли провести выборную компанию братья Марченко, отличалась от своих киевских и львовских кураторов (напомним, «Самопомощь» – проект львовского мэра Андрея Садового) в меньшей степени, так как повсеместно лозунг, заложенный в названии – по сути, «помоги себе сам» – реализовывался более-менее усердно, но имел в запорожском исполнении свои отличия. В частности, никто не устраивал походов против коррупции и многочисленных коррупционеров во власти, считая это прерогативой правоохранительных органов и судебной системы. Вместо этого братья Марченко сосредоточились на конкретных проектах, которые с относительным успехом и реализовывались на протяжении четырех лет. Прежде всего это была всевозможная юридическая помощь населению – семинары по ОСМД, противодействию банковскому произволу, растаможке автомобилей – организация различных ивентов, мероприятий и акций. Кроме того, внимание уделялось массовому спорту и поддержке воинов АТО. 

Фишкой запорожской партячейки имени братьев Марченко стал перерасчет пенсий, организованный в городском офисе – что обеспечило высокую посещаемость офиса, определенную популярность среди горожан и настоящий хайп среди пенсионеров. 

Одновременно с этим старший Марченко, Владислав, стал заместителем главы Запорожского облсовета и благополучно занимал этот пост до тех пор, пока офис карманного генпрокурора Юрия Луценко не получил команду организовать массированную атаку на партию «Самопомощь» и лично ее лидера Садового. Результатом атаки стал львовский мусорный кризис, обыски в ряде городов в офисах «Самопомощи» и шитое белыми нитками обвинение в хищении бюджетных средств, выдвинутое против Владислава Марченко – спустя время полностью дезавуированное. Результатом этой атаки стал провал «Самопомощи» на парламентских выборах 2019 года и снятие своей кандидатуры в президентской гонке Садовым. В свою очередь, Владислав Марченко, сняв с себя липовые подозрения в коррупции, завершил свою каденцию в областном совете и полностью отказался от политики, сосредоточив внимание на семейном бизнесе. 

Что любопытно, пока Марченко-старший работал в облсовете и даже под занавес своей каденции умудрился стать героем гендерного «скандала», Марк Марченко, оставаясь неформальным куратором запорожской «Самопомощи», сравнительно быстро понял, что добиться общественного признания, реализуя даже передовой партийный проект, крайне сложно. Зато можно попасть в антикоррупционный молох в ситуации, когда разворачивается битва среди политических гигантов. Собственно, электоральный патернализм украинцев особенно ярко проявился, когда приглашенные на партийную встречу в городской ДК пенсионеры – многие из которых получили в запорожском офисе «Самопомощи» реальную помощь и увеличение пенсии – дружно ее проигнорировали. Разумеется, разочарование постигло Марка Марченко куда раньше и по гораздо более серьезным причинам, однако антикворум на партийной встрече явился своеобразной вишенкой на торте. Примерно с этого момента молодой запорожский бизнесмен Марченко решил оставить партийное строительство другим и заняться реальным строительством – гражданским.

Вокруг нового проекта Марченко сразу возникли инсинуации, порожденные завистью и недоброжелательством, но время показало, что выбор был сделан правильный. Сегодня уже никто не может упрекнуть Марченко-младшего в том, что он не умеет созидать вопреки необоснованным претензиям и слухам. Ярким подтверждением этого стал новый современный жилой комплекс Comfort City в Бородинском микрорайоне города – сдан в эксплуатацию осенью 2020 года – и еще несколько новостроек в других престижных районах. При этом, даже невзирая на войну и колоссальные риски, связанные с ней, компания-застройщик Sensar, лидером которой является Марк Марченко, после небольшого перерыва, возникшего в самом начале полномасштабного российского вторжения, возобновила работы на своих объектах. Трудовой коллектив Sensar сохранен, обязательства перед клиентами выполняются. Сверх того, идут отчисления в бюджет и оказывается конкретная помощь внутренне перемещенным лицам и фронту. 

– Посмотрев на политические процессы изнутри, – говорит в приватной беседе Марк Марченко, – я оценил этот опыт как положительный, но твердо решил, что буду строить не партии, а дома: современные, комфортабельные, со своей экосредой жилые комплексы, клиники, другие объекты, которые будут куда долговечнее любой партии и принесут людям на порядок больше пользы и радости.

 


Рекламный материал