Новости Запорожья | Онлайн главные свежие новости за сегодня | inform.zp.ua

«У детей остался страх от террора со стороны рашистов», – директор школы села Чкалове о возобновлении обучения после оккупации

Ірина Савченко

Директорка релокованої школи в Запоріжжі Ірина Савченко. Фото: Inform.zp.ua

С начала российской оккупации части Запорожской области большинство украинских учебных заведений прекратили свою работу. В некоторых из них враг возобновил учебный процесс, с целью насаждения своей культуры и пропаганды детям. Однако некоторые украинские учителя, которые имели возможность выехать из оккупации, релоцировали свои школы, где сейчас проводят уроки дистанционно.

Журналисты Inform.zp.ua пообщались с директором школы поселка Чкалове Мелитопольского района Ириной Савченко, которая возобновила учебный процесс в Запорожье. О том, как ей это удалось – читайте в этом интервью.

Начало оккупации

Ирина Савченко возглавляла отдел образования и работала директором учебно-воспитательного комплекса Александровского сельского совета в поселке Чкалово (ранее Приазовского района). Также Ирина проводила там логопедические занятия для детей, которые приезжали из разных районов Запорожской области.

За несколько дней до начала вторжения россиян, школу, где работала Ирина, проверил отдел образования. В заведении планировали создание новых проектов, однако 24 февраля 2022 года началась полномасштабная война, а родной поселок Ирины захватили россияне.

«Я думала, сейчас начнется новая жизнь, в школе проекты новые. Планировали многое сделать, а потом война. Я не понимала, не было связи ни с кем, община начала нас призывать работать (работать на оккупационную власть, – ред.). Я думала, как работать, если Украина нам платит», – рассказывает переселенка.

Женщина оказалась в оккупации вместе со своей мамой. Школа, в которой работала Ирина, приостановила учебный процесс. Все учителя ушли в вынужденный отпуск из-за опасности для жизни.

Выезд на подконтрольную территорию Украины

Председатель сельского совета и староста Александровского сельского совета перешли на сторону россиян сразу после начала оккупации. Коллаборационисты настойчиво требовали от Ирины вернуться к работе в школе. Староста села, у которого сын с первых дней войны пошел служить в рядах ВСУ, убеждал Ирину, что украинская власть уже не вернется.

«Я с россиянами, бог отвел, даже не столкнулась. Они меня не нашли, потому что у меня не было связи, и я не покупала российскую карточку. Приезжала глава общины и говорила «ты что патриот?». Я думаю «да, патриот», – вспоминает Ирина.

После полугода пребывания под оккупационной властью, женщина нашла возможность выехать на подконтрольную территорию Украины. 1 августа 2022 года Ирина Савченко узнала, что община Приазовского организует вывоз всех желающих в Запорожье. Ирина, не задумываясь, собрала вещи и документы, и выехала на подконтрольную территорию Украины. Мать учительницы осталась в Приазовском, поскольку не захотела покидать родной дом.

«Мне сказали, что в 10 часов будет эвакуационный автобус, наша громада сообщила. Вечером я уже собрала вещи и поехала. Когда ехала, я чувствовала изменение. Я знала, что с чего-то нужно будет начинать, это не пугало меня. С психологической точки зрения, я уже понимаю, что не надо останавливаться, жизнь есть вокруг нас. Главное – действовать, а не ждать», – говорит Ирина Савченко.

Директорка релокованої школи в Запоріжжі Ірина Савченко. Фото: Inform.zp.ua

После того, как учительница уехала в Запорожье, первые полгода российские военные приходили в ее дом. Обыски проходили ежемесячно, однако оккупанты не говорили, что именно ищут. Женщина рассказывает, что в оккупированном Приазовском пока остались люди, которые поддерживают россиян, или просто молчат.

«Многие люди поддерживают (оккупационную власть, – ред.), все нравится, все классно у них. Они отдыхают в Сочи, в Крыму. Есть такие учителя, что даже джипы купили, я не знаю, что у них в головах. Хотя мы дружили», – говорит женщина.

Релокация школы из оккупации

После вынужденного переезда в Запорожье, переселенка релоцировала учебно-воспитательный комплекс, в котором работала в родном поселке. Большинство учителей, которые преподавали в Приазовском пошли на сотрудничество с россиянами, поэтому Ирине пришлось собирать новый коллектив. Несколько учителей из Приазовского связались с директором сами, других Ирина нашла в Запорожье.

Ірина проводить логопедичні заняття для дітей. Фото: Inform.zp.ua

В начале школа работала без финансирования от департамента образования. Только через год после создания военной администрации громады, учителям выплатили задолженность. Сейчас учебный процесс проходит дистанционно. По словам Ирины, эта форма обучения уменьшает риск негативных последствий во время войны.

«Сложность онлайн обучения только в том, что почти все дети находятся или за рубежом или на ВОТ. Недостаток живого общения является одной из самых распространенных проблем при дистанционном обучении. Для преодоления этой проблемы мы используем дополнительные средства общения, такие как групповые чаты, виртуальные клубы по интересам, а также обеспечиваем регулярную обратную связь с учениками и родителями», – говорит Ирина.

Уроки в школе проходят по расписанию, начиная с 13:00. В зависимости от класса, занятие длится 20-35 минут, а 10-15 минут остается детям на самостоятельную работу.

По отзывам родителей учеников, дистанционная форма обучения позволяет детям работать в собственном темпе и дает возможность самостоятельно планировать время для выполнения заданий. Однако есть и негативные отзывы: чаще всего школьникам не хватает живого общения с одноклассниками и учителями. Также некоторые родители считают, что дистанционное обучение не обеспечивает необходимого уровня знаний.

Обучение в оккупации

Среди учеников релоцированной школы есть дети, которые до сих пор находятся в оккупации и дети, которые выехали за границу. Как отметила директор, на подконтрольной территории Украины учатся только 3 ребенка из 283.

С начала российской оккупации в Приазовском враг терроризировал не только взрослых, но и детей. В 2022-2023 учебных годах оккупанты забирали много учеников средней и старшей школы в местный отдел полиции и угрожали.

«Сейчас дети очень осторожны с высказываниями, потому что учитывая обстоятельства первого учебного года во время войны, у них остался страх от террора со стороны коллаборационистов и рашистов. В начале дети сбрасывали мне видео и фото уроков, мы шутили над учителями, которые пошли на сотрудничество. А сейчас беседы очень сдержанные, чтобы не подвергать опасности. Был случай, когда ученики просили удалить нашу переписку, так как периодически проверяли их телефоны», – рассказывает учительница.

С августа этого года Ирина Савченко не работает с учителями, которые не пошли на сотрудничество с россиянами, но остались в Приазовском. Поскольку работа в украинской школе подвергала работников опасности. Из-за этого их отношения ухудшились.

«Последнее, что рассказывали учителя, это то, что морально трудно жить в оккупации, ни с кем не общаются, пошли на работу, отработали и домой. Те учителя, которые пошли на сотрудничество, очень радуются и такая жизнь им нравится. Очень грустно, когда большинство учителей с большим стажем в Украине так просто предали не только нас, но и себя, находя еще для своего оправдания какие-то причины», – отмечает Ирина Савченко.

Продолжение любимого дела

Сейчас Ирина Савченко работает в Общественной организации «Baby Brain», где проводит групповые и индивидуальные занятия для детей. Кроме того, женщина еще логопед-дефектолог, реабилитолог и физический терапевт. К ней приходят дети, которые выехали с временно оккупированных территорий, дети военных и дети с нарушениями речи.

Ірина Савченко з колегами в ГО “Baby Brain”. Фото: Inform.zp.ua

Работать логопедом Ирина начала еще на четвертом курсе университета, эта профессия ее всегда вдохновляла. Женщина оптимистично говорит о жизни в прифронтовом Запорожье и получает удовольствие от работы с детьми.

“Даже мой психолог спрашивал, как я справляюсь с психологической нагрузкой. Я не понимаю этого, потому что у меня такой темп: школа, детки реабилитационные, обучение, спортзал. Я не успеваю понять, я прихожу домой, падаю и все», – рассказывает Ирина Савченко.

Планы на будущее

Сегодня Ирина Савченко адаптировалась в Запорожье и работает по специальности. Прекращать развиваться в любимой деятельности не планирует, переселенка хочет создать детский сад и помогать детям с проблемами развития.

«Есть мечта сделать детский сад для особых деток в Запорожье. Я работала в Киеве в таком, а в Запорожье почему-то нет. Надо сделать. Я все знаю, что для этого надо: ресурсы, помещение и обязательно бомбоубежище», – делится Ирина Савченко.

Кроме того, переселенка получила ваучер на обучение от Запорожского областного центра занятости. Ирина выбрала специальность «Психология», поскольку ее профессия тесно связана с этим. За год обучения новые знания помогли женщине лучше общаться с детьми. Также во время взрывов Ирина может успокоить напуганного ребенка во время занятия с помощью психологических приемов.

Ірина Савченко отримала педагогічну винагороду. Фото: Inform.zp.ua

В этом году Ирина Савченко получила педагогическую премию от Запорожской областной военной администрации. По словам директора, это не последняя ее награда, женщина хочет работать дальше в направлении образования.

«Мне нравится эта жизнь, потому что ты самостоятельная, умеешь работать, зарабатывать, приносишь людям пользу. Я не собираюсь возвращаться (в Приазовское, – ред.), в нашем времени надо приспосабливаться к изменениям. После полугода оккупации, в Запорожье мне нравится. Даже обстрелы КАБами не пугают», – делится Ирина.

Exit mobile version