По мнению аналитиков положительный сценарий произойдет при условии, если власть качественно обновит коммуникационную политику и это отразится на изменениях в восприятии тем коррупции и мобилизации. А также будет вестись взрослый диалог о войне.
В таком случае будет происходить сокращение линий раздора через инклюзивные практики коммуникации. Украинцы меньше будут чувствовать пессимизм из-за обстрелов и потерь.
В России при этом возникает больше вопросов к российской власти, усиление проблем с мобилизацией, потеря контроля за ситуацией безопасности в регионах, где страдают, если не от украинских ракет, то от собственных ветеранов.
Базовый сценарий, по мнению экспертов CAT-UA, несет большие шансы на коммуникационную стагнацию в Украине, ведь принципиальных изменений не происходит. Зато происходит активизация предвыборной борьбы.
При этом в Украине нарастают противоречия между различными группами населения. Объединяют в этой ситуации только большие фронтовые достижения (при наличии таковых), наблюдается определенное разочарование и в западных партнерах.
Предпосылками для негативного сценария являются обострение политической борьбы и неспособность власти эффективно реагировать на кризисы, что будет подрывать ее легитимность, создавая условия для политической нестабильности. Такие плохие новости и коммуникационные провалы могут привести к обвалу экономики, а также падению мотивации украинцев к сопротивлению, что приведет к готовности договариваться с агрессором.
В случае, если Россия углубит мировую войну, открывая новые фронты, в частности гибридные, включая страны НАТО, и дестабилизирует мир, Запад может отказать Украине в субъектности для скорейшего прекращения войны. Параллельно Россия может окончательно прорвать блокаду международной изоляции.
Во время экспертной дискуссии, которая прошла в «Укринформе» руководитель ОО CAT-UA Артем Захарченко отметил, что то, какой из этих трех сценариев будет разворачиваться, во многом зависит именно от действий украинской власти, которая, все же должна систематизировать структуру стратегических коммуникаций и качественно обновить свою политику в этом вопросе. «Важный момент – отказ от подготовки к выборам. Мы видим, насколько сейчас это несется в Верховной Раде, ТикТоке – всюду во всех смыслах. Мы бы очень рекомендовали продвигать нарратив, что выборы вредят сильной переговорной позиции Украины».
Вадим Миський, программный директор ОО «Детектор медиа», заявил, что соответствующей системы стратегических коммуникаций в Украине нет. «Есть ее элементы. Есть несколько центров принятия решений. Они между собой в определенной степени взаимодействуют, а в определенной степени усложняют, ведь нет одной коммуникационной площадки, где все бы между собой имели возможность даже просто поговорить. Хуже всего то, что в разных элементах этой системы есть разное видение проблематики, того, что делать. Порой это грустная сказка о «лебеде, раке и щуке». Также остается проблема с игнорированием сложных тем: мобилизация, демобилизация, семьи пропавших без вести. Здесь все еще не хватает откровенной, взрослой коммуникации. Мне кажется, наши люди смогут понять, когда им будут объяснять, что что-то невозможно решить и не все может быть хорошо. Мы все живем с надеждой на чудо, но иногда чуда не происходит».
Также он отметил, что у политических элит большое желание погрузиться в избирательный процесс, и кажется, он уже начался. Поэтому остается только предостерегать от того, чтобы общество избирательными инициативами не раздиралось в такое сложное время.
Основательница проекта «Как не стать овощем» Оксана Мороз обратила внимание на два вектора, которые вырисовываются в информационном поле Украины и на которых может пробовать играть российская пропаганда.
Во-первых, это тема реформирования Вооруженных сил. «Я вижу, что это вектор, который может работать как негативно, так и позитивно в инфопространстве. И вопрос, кто его возглавит и начнет активно коммуницировать. Во-вторых – это коммуникация по борьбе с коррупцией. Как только у нас начинаются движения с выборами, а они начинаются, обостряется вопрос коррупции. А у нас нет в этом вопросе управляемого информационного поля. Сильный голос, который звучит в коррупционных расследованиях в медиа, не имеет второго сильного голоса относительно того, чтобы направлять энергию людей в лоббирование каких-то качественных изменений, а не просто снять отдельного человека».
Основательница проекта «НотаЕнота» Алена Романюк отметила, что еще ждет «черных лебедей» нового года. «Вспоминаю экспертные обсуждения предыдущих лет, когда никто из экспертов не ожидал КОВИДа или, например, полномасштабного вторжения. Также я вижу угрозы в существовании коммуникационного вакуума там, где не хватает коммуникаций со стороны государства или она разновекторная. Журналисты, медиа, общественность не являются для власти ни врагами, ни друзьями. Медиа являются зеркалом того, что происходит в обществе».
Также Алена Романюк обратила внимание на то, что россияне меняют подход к информационной войне: сначала делали акцент на откровенных фейках и подделках, а сейчас стали использовать правдивую информацию, например, заявления людей, «бусификацию», и отдельные случаи максимально масштабировать, трактовать и экстраполировать на все общество. Поэтому можно ожидать и дальнейших изменений в подходах россиян к дискредитации власти, журналистов, военных, в частности через масштабные кампании в соцсетях, таких как TikTok.
Рекомендации от ОО CAT-UA:
- Изменение подходов к медиаобразованию на всех уровнях, базовое разъяснение о стратегических нарративах.
- Изменить коммуникационную политику власти, введя координацию кампаний между различными ведомствами.
- Власти отказаться от представления о неподконтрольных медиа как о «недружественных».
- Изменить подходы к борьбе с российской дезинформацией, фокусируясь не на фактчекинге, а на создании стратегического нарратива.
- Установление честной коммуникации относительно боевых действий.
- Окончательный перевод рекрутинга и даже мобилизации на уровень бригад.
- Отказ политсил от подготовки к выборам, чтобы сфокусироваться на достижении лучшей «позиции силы» в переговорах с Россией.