Головна » Общество » «Жизнь всех переселенцев начинается с того, что «мы приехали на две недели»», – дончанин об адаптации в Запорожье и волонтерстве 

«Жизнь всех переселенцев начинается с того, что «мы приехали на две недели»», – дончанин об адаптации в Запорожье и волонтерстве 

Переселенці з Донецька Ігор Семьонов та його дружина Лариса

Игорь Семенов – волонтер Запорожского центра помощи переселенцам. В 2014 году он уехал из Донецка из-за войны и вместе с женой начал все с нуля в Запорожье. Ему пришлось привыкать к новому городу, искать работу, приспосабливаться к новой реальности. 

В интервью журналистам Inform.zp.ua он рассказал, как принял решение уехать из оккупации, какие трудности пришлось преодолевать, и почему не планирует возвращаться, даже если Донецк будет освобожден. Подробнее – читайте в этом материале. 

Жизнь в Донецке до войны

До начала вооруженной агрессии России в Украине в 2014 году Игорь Семенов вместе с женой Ларисой жили в родном Донецке. Супруги занимались социальной работой в церковной миссии «Мир Воскресения» – помогали малообеспеченным и людям, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах. Кроме этого, его жена поддерживала женщин, которые боролись с наркозависимостью.

Волонтерство было неотъемлемой частью их жизни. Они помогали тем, кто оказался в сложных обстоятельствах, посещали тюрьмы, поддерживали людей, которые пытались вернуться к нормальной жизни. Именно этот опыт пригодился, когда они сами оказались в сложной ситуации после начала войны в 2014 году.

«Мы Евангельские верующие, мы через веру в Господа пытались помочь. Мы занимались помощью бывшим наркоманам, а моя жена работала с наркозависимыми девушками. Когда приехали сюда (в Запорожье, – ред), у нас уже был такой опыт работы с людьми», – рассказал Игорь.

Начало оккупации и переезд в Запорожье

Когда в апреле 2014 года в Донецк вторглись российские войска, Игорь и его жена Лариса не сразу решили покинуть город. В июле супруги отправились в Кирилловку, надеясь переждать самый горячий период.

Игорь вывез из Донецка еще пятерых женщин, о которых заботилась его жена. Это были бывшие нарко- и алкозависимые, которые не имели возможности выехать сами. В Кирилловке семья арендовала базу отдыха.

«Нас спокойно проверяли на блокпостах. Тогда была массовая эвакуация, люди выезжали, поэтому препятствий не было. Мы еще некоторое время возвращались обратно в Донецк, проверяли жилье, тогда была возможность сделать пропуск», – вспоминает Игорь. 

В начале осени 2014 года пара приняла решение переехать в Запорожье. Здесь у них были знакомые среди верующих, которые рассказали о городе и предложили помощь. Запорожье показалось им спокойным и комфортным, а главное – безопасным местом, где можно было начать жизнь заново.

«Это был безопасный регион и нас сюда пригласили. Нам понравился этот город, он более спокойный. Здесь много простых людей, поэтому нам ближе этот город», – рассказывает переселенец.

Адаптация в Запорожье

Супруги поселились при церкви на Правом берегу. Там они прожили год, после чего начали снимать квартиру в другом районе города. Работу пришлось искать быстро, ведь на тот момент у семьи было два кредита. 

Сначала Игорь работал на стройке, а потом его пригласили в Запорожский центр помощи переселенцам. Там он занимался поддержкой людей, которые оказались в похожей ситуации.

«Когда приехали, нас пригласили в городской центр помощи. Он тогда только открылся, и мы с радостью включились в эту деятельность. Помогали переселенцам», – вспоминает Игорь.

Ігор Семьонов працює у Запорізькому центрі допомоги переселенцям

Супруги Семеновы получили в Запорожье поддержку – как от местных жителей, так и от международных организаций, которые активно помогали переселенцам в 2014-2015 годах. Негативного отношения от запорожцев Игорь Семенов лично не почувствовал, он убежден:

«Люди разные бывают. И из Донецка бывают не очень хорошие люди, и в Запорожье. Каждый будет отвечать за себя, но лучших людей больше», – уверяет Игорь. 

В начале самым сложным для Игоря было осознать, что произошло, и продолжить жить дальше. Переселенец говорит, для того, чтобы принять ситуацию ему понадобилось почти три года. 

«Жизнь всех переселенцев начинается с того, что «мы приехали на две недели». Думаю, большинство живут с желанием вернуться, и самое сложное – это принять, что, видимо, ты будешь здесь жить. Все переселенцы, на мой взгляд, когда покидают дом, скучают по спокойной жизни. Это нельзя передать и никак компенсировать, хоть какое тебе дали жилье. Хотелось домой, как и всем нормальным людям», – рассказывает Игорь. 

Оккупированный Донецк

В Донецке в оккупации остались Игорева сестра. Они не могли уехать, поскольку сестра ухаживала за своим мужем. Игорь поддерживает с ними связь, но избегает разговоров о войне, чтобы не подвергать родных опасности.

«Мы стараемся не разговаривать о ситуации в Донецке. Мы так: «как здоровье, как поживаем, как погода». Я стараюсь не касаться (политических тем, – ред), чтобы не компрометировать ни ее, ни себя. Потому что понимаю, что это опасно», – говорит Игорь.

Будинок подружжя в тимчасово окупованому Донецьку

Также в Донецке осталась его квартира. Впоследствии супруги позволили поселиться в ней знакомым верующим, которые потеряли свое жилье. Они платят только коммунальные услуги.

Последний раз Игорь был в Донецке в 2019 году. По словам переселенца, ему удалось избежать общения с оккупантами и пророссийски настроенными жителями. После начала пандемии COVID-19 поездки стали невозможными, а после начала войны в 2022 году Игорь даже не следит за новостями из оккупированного города.

Волонтерство 

С началом полномасштабного вторжения количество переселенцев в Запорожье резко возросло. В городской центр помощи обращаются не только те, кто покинул свои дома, но и местные жители, чье жилье было разрушено обстрелами. По его словам, по сравнению с 2014 годом, сейчас ситуация сложнее.

«Сейчас много людей разрушенных войной. 90% людей, которые приходят к нам, не имеют жилья. Они хотят вернуться, но не знают куда. Плюс много людей, которые потеряли близких на войне», – говорит Игорь. 

После начала полномасштабного вторжения, по мнению Игоря, отношение людей к переселенцам изменилось в лучшую сторону:

«Когда началась война, люди стали более открыты к переселенцам и пытались помогать. Предлагали свое жилье даже без уплаты за коммуналку. Я видел, что в Запорожье очень переживали за людей, многие даже не брали деньги за аренду жилья. Люди были искренни к беде других. Со временем этот энтузиазм исчез», – говорит Игорь.

Жизнь сейчас

В 2021 году супруги приобрели свою собственную квартиру. Это помогло им окончательно почувствовать себя дома в Запорожье. Несмотря на регулярные российские обстрелы города, Игорь уверенно говорит, что планирует оставаться. Он считает, что их дом – здесь. 

«Я жене говорил: «Нам Господь Бог дал жилье здесь в 2021 году, неужели он у нас его заберет?» Мы будем здесь держаться, молится за этот город и как-то помогать. Я даже боюсь этой мысли, что переезжать еще придется», – говорит Игорь из Донецка. 

Война научила его больше ценить жизнь и доверять Богу. Он советует всем, кто только планирует уехать из оккупации, хорошо взвесить свое решение, поскольку каждый имеет собственные обстоятельства и ответственность за свое будущее.

«Дом – это тишина, комфорт, жена, постель своя, кухонька, люди, которые приходят к тебе в гости. Это страна, в которой ты живешь. Ну и твое призвание, где ты работаешь и нужен людям», – говорит Игорь.