Головна » Общество » Образование » Закрытые школы в Запорожье, нехватка учителей и демографический кризис: интервью директора Департамента образования

Закрытые школы в Запорожье, нехватка учителей и демографический кризис: интервью директора Департамента образования

Інтерв’ю директорки Департаменту освіти
Директорка Департаменту освіти і науки Запорізької міськради Марина Макухіна

В начале 2025 года после двух увольнений – Юлии Погребняк и Андрея Хмельницкого, который пробыл в должности всего несколько дней, Департамент образования и науки Запорожского городского совета возглавила Марина Макухина. Это назначение вызвало неоднозначную реакцию в социальных сетях, поскольку, во-первых, о ней было мало что известно, а во-вторых, по словам депутата Екатерины Зверевой, назначение произошло без предварительного прохождения профильной депутатской комиссии, и с некоторыми другими нарушениями.

Inform.zp.ua пообщался с Мариной Макухиной, чтобы узнать, сколько учебных заведений закрыли в Запорожье, сколько детей и учителей покинули запорожские школы, а также какие основные приоритеты в ее работе на ближайшее время.

Что говорит Марина Макухина о своем назначении?

— Кто вам предложил эту должность? Если можно, назовите примерную дату и расскажите, как вы узнали, что вас выберут.

— Мне предложило эту должность руководство Департамента образования и науки Запорожского городского совета и руководство города. Это произошло в конце 2024 года. Состоялись встречи и собеседования, где я представила свое видение развития образования Запорожья. В феврале, в конце 2024 года, я официально заняла эту должность.

После вашего назначения некоторые депутаты высказывали претензии относительно возможных нарушений в процедуре. Что Вы можете на это ответить?

— Мое назначение произошло полностью в соответствии с действующим законодательством. Сейчас такие назначения осуществляются распоряжением городского головы. В моем случае это было распоряжение госпожи Регины Владиславовны (и.о. городского головы Запорожья Харченко, – ред). Перед этим я прошла ряд собеседований в Департаменте образования, а также представила стратегию развития образования города. У меня более 13 лет педагогического стажа и более четырех лет административного опыта. Я имею высшее образование магистра. Также я была участницей кадрового резерва Департамента образования, что дополнительно подтверждает мою квалификацию.

Для справки: Согласно украинскому законодательству, в частности Закону «О государственной службе» и соответствующему постановлению Кабинета Министров, для лиц, которые стремятся занять должности в государственных учреждениях, предусмотрено проведение конкурсного отбора. Это касается, в частности, должностей руководителей департаментов в городских советах.

Однако, согласно Закону «О правовом режиме военного положения», во время действия военного положения кандидаты могут быть назначены на государственные должности без необходимости проходить конкурс.

Что такое кадровый резерв?

— Это программа подготовки руководящих кадров, включающая цикл встреч, изучение нормативных документов, создание и защиту итогового проекта. До 2024 года я входила в кадровый резерв, а в 2024-2025 учебном году стартовала обновленная версия этой программы. Например, недавно в рамках этого проекта к нам приезжала экс-министр образования Лилия Гриневич.

Для справки: Кадровый резерв для замещения вакантных должностей и продвижения по службе в органах гражданской защиты создается согласно Положению и Инструкции о формировании резерва. Он включает лиц, которые имеют потенциал, профессиональную подготовку и организаторские способности, и могут быть кандидатами на высшие должности или обучение.

Квалификационные требования: высшее образование не ниже магистра, свободное владение государственным языком, стаж работы на государственной службе или руководящих должностях не менее 2 лет.

14 тысяч школьников забрали документы из запорожских учебных заведений

Какие основные вызовы перед вами как главой Департамента образования?

— Первоначально в мои функции входит координация работы учебных заведений. На территории Запорожья 235 учебных заведений – садики, школы и внешкольное образование (114 учреждений дошкольного образования, 108 учреждений среднего образования и 13 – учреждений внешкольного образования).

Ключевой вызов – отток детей, уменьшение сети классов. Из-за ситуации с безопасностью многие семьи с детьми выезжают из Запорожья в другие регионы Украины или же за границу. Например, с начала полномасштабного вторжения наш областной центр потерял более 14 000 детей школьного возраста. И это не те дети, которые просто выехали из Запорожья, таких больше на самом деле. Их родители забрали документы из запорожских школ и перевели их в другие учебные заведения за пределами города.

Следующий – кадровый голод, дефицит педагогов и технических работников, которые также являются важной частью учебного заведения.

Еще один – условия безопасности. Мы должны создать еще больше безопасных пространств для обучения, чтобы больше детей смогли учиться в смешанном формате. Потому что именно во время смешанного обучения есть возможность оторваться от дистанционки, от гаджетов, от экранов и начать взаимодействовать.

Каким образом функционируют «подземные школы»?

Важно понимать, что это противорадиационные укрытия двойного назначения, где мы сейчас вынужденно проводим образовательный процесс. Эти объекты, которые мы называем «подземные школы» функционируют полный день. Дети могут там учиться в две смены. Соответственно, они могут посещать школу ежедневно в первую или вторую смену. Но в некоторых случаях есть необходимость отдельно приобщить другое учебное заведение в эту «подземную школу». Тогда происходит «ротация». Дети могут посещать школу ежедневно или через день, если в укрытии учатся ученики нескольких школ.

Мы также планируем организовать там кружки и дошкольные группы, то есть, «подземная школа» будет, как хаб для обучения и развития детей.

Для справки: 14 декабря в Запорожье заработала первая «подземная школа», которая находится на территории Запорожской гимназии №88. Ее построили за полгода по проекту ЮНИСЕФ, стоимость объекта составила более 113 млн грн. Одновременно в школе могут находиться до 500 человек, включая учеников, учителей и технический персонал.

Многие жалуются, что за время онлайн-образования ухудшились знания детей. Что Вы думаете по этому поводу?

— Очное обучение ничем не заменить, но уровень дистанционного образования в Запорожье является одним из самых высоких в Украине. Наши педагоги освоили онлайн-платформы и интерактивные методы обучения. Важным шагом сейчас является создание безопасных пространств для перехода на смешанное обучение.

По каким критериям определяется качество обучения?

— Независимо от формата обучения, оценивание осуществляется в соответствии с требованиями Министерства образования. Учителя адаптируют задания и календарные планы, но общие критерии остаются неизменными.

Во сколько обходится одна порция обеда учеников 1-4 классов бюджета Запорожья

Какие сейчас основные приоритеты вашей работы?

— Основной приоритет – улучшение качества образования. Также среди важных задач – организация питания для учащихся 1-4 классов. В 2025 году мы планируем обеспечить бесплатное питание для этой категории школьников.

Обеспечено ли питание детей?

— Бесплатное питание предоставляется всем ученикам 1-4 классов. Сначала это касалось только льготных категорий, но благодаря поддержке иностранных партнеров и городских властей удалось охватить всех.

Мы делаем все, чтобы в 2025 году дети 1-4 классов имели возможность бесплатно питаться. Следующим важным направлением является дошкольное образование. Мы стремимся обеспечить, чтобы ряд дошкольных учебных заведений работали полный рабочий день, более восьми часов. Сейчас детсады функционируют только три часа из-за отсутствия питания.

Чтобы дети в детсадах могли учиться в течение дня, заведения должны обеспечивать трехразовое питание. Это чрезвычайно важный аспект. Мы не можем допустить, чтобы дети находились без еды, ведь это нарушение требований. Поэтому сейчас активно ищем безопасные помещения большой площади, где дети смогут находиться с начала и до конца учебного дня, занимаясь развитием и творчеством.

Запорожье – уникальный город. В отличие от других регионов, у нас образовательный процесс проходит исключительно в укрытиях из-за ситуации с безопасностью. Во многих городах Украины дети учатся непосредственно в классах, а во время воздушных тревог спускаются в укрытия. Мы не можем себе этого позволить: для нас это большая роскошь, и мы не рискуем жизнью и здоровьем наших детей и педагогов.

Огромное уважение и благодарность всем работникам образовательных учреждений – дошкольных, внешкольных и школьных – за их преданность и профессионализм в реализации этих условий.

Для справки: В Запорожье планируют отремонтировать столовую и пищеблок в гимназии №6. После обновления здесь будут обеспечивать горячими обедами почти две тысячи детей из трех школ и детского сада. На это предусмотрены 500 000 гривен.

Сколько стоит одна порция и какие расходы на питание?

— Стоимость одной порции – 97,81 грн (расходы на упаковку, доставку и другие логистические услуги, прим. автора), включая услуги кейтеринга, ведь невозможно обустроить пищеблоки в укрытиях. Всего из бюджета на год предусмотрено 92 млн грн. Ежедневно питается около 4-4,5 тысячи детей.

По информации депутата Екатерины Зверевой, в одном из тендеров обнаружили отсутствие цены за порцию с учетом кейтеринга. Что можете сказать по этому поводу?

— Новый тендер проводится в начале января с той целью, чтобы не было перерыва между питанием у детей, чтобы дети не остались без еды. Соответственно, это было надо провести в начале января, чтобы быстро это все проработать и можно было детям организовать питание. Но в связи с инфляцией цена немного изменилась. Не было возможности это указать сразу. Насколько мне известно, то в нужных источниках уже все профинансировано, все прописано, просчитано.

Если заказчик или организатор вносит изменения в меню, такие изменения должны быть утверждены и обнародованы. В противном случае, меню остается стандартным и является частью всех информативных и действующих документов.

Также стоит добавить, что в начале каждой недели, обычно рано утром в понедельник, когда организатор питания доставляет продукты и готовые порции на текущий день, меню на всю неделю обязательно предоставляется каждому учебному заведению. Каждое заведение обнародует это меню для родителей на информационных стендах или в социальных сетях.

— Как родители могут оставить отзыв о качестве питания?

Во всех заведениях есть QR-коды для сбора отзывов. Также можно обращаться в администрацию школы, где есть специальные комиссии, которые контролируют качество питания.

— Но в соцсетях иногда появляются жалобы, что детям еда не нравится…

— Меню разработано Министерством здравоохранения в соответствии с новыми стандартами здорового питания. Оно предусматривает уменьшение соли, сахара, жиров, больше овощей и фруктов. Если у родителей есть замечания, они могут обращаться через QR-коды или напрямую к администрации школы.

При каких условиях Галину Емельянову восстановят в должности директора гимназии №107

Давайте еще раз разберемся в ситуации, которая произошла в гимназии №107. Проводил ли департамент расследование? Если да, то какие выводы?

— Ситуация действительно сложная. Она возникла еще до того, как я возглавила Департамент образования и науки. На данный момент установлено, что директор подала заявление по соглашению сторон. Также известно, что она обратилась в суд с иском. Было принято решение действовать в соответствии с действующим законодательством – дождаться вердикта суда. Согласно его решению, мы и будем принимать дальнейшие шаги. Если суд вынесет решение в пользу экс-директора, ее, безусловно, восстановят в должности.

— Экс-директор рассказывала, что она написала заявление под давлением.

— Есть две стороны этой ситуации, две разные точки зрения. Что касается вопроса, было ли заявление написано под давлением или по соглашению сторон, то эти моменты будет выяснять судебная инстанция, которая и вынесет соответствующий вердикт. Мы, в свою очередь, будем действовать строго в рамках действующего законодательства.

Для справки: после того, как запорожский журналист Константин Алексеенко не смог попасть в противорадиационное укрытие (так называемую «подземную школу» в гимназии №107), директора гимназии Галину Емельянову уволили. Первый заместитель директора Департамента образования и науки Запорожского городского совета Виталий Лысенко заявил, что увольнение произошло по соглашению сторон. Однако экс-директор в комментарии журналистам Inform.zp.ua отметила, что написала заявление под давлением. Впоследствии некоторые родители организовали митинг в поддержку директора и требовали ее восстановления в должности.

Сколько педагогов в Запорожье уволились за время полномасштабного вторжения?

— Всего с начала полномасштабного вторжения уволены 88 директоров руководящего административного состава (школ и садиков, прим. автора). Около 200 учителей взяли отпуска. По действующему законодательству это разрешено. Уволены около 300 педагогических работников, а приняты на работу 2300.

Как я уже говорила, у нас есть дефицит как педагогических кадров, так и технических работников. Особенно не хватает учителей точных наук – математика, физика, химия, а также иностранный язык. Будем откровенны, в этих направлениях и до полномасштабного вторжения был кадровый голод.

Учитывая вышеупомянутую проблему, руководители учебных заведений очень профессионально себя проявляют. Они находят совместителей, чтобы дети могли получить знания на уроках. То есть тот же физик или математик преподает уроки в нескольких заведениях.

Для справки: Совместительство – это выполнение работником дополнительной оплачиваемой работы на другом предприятии или у физического лица в свободное от основной работы время (ст. 102-1 Кодекса законов о труде Украины, ст. 19 Закона Украины «Об оплате труда»).

Неутешительная демографическая ситуация: на 200 тысяч меньше детей

Сколько детей учится в запорожских школах?

— В школах Запорожья по спискам 54 тысячи учеников. Из них в городе находится 38 тысяч. Офлайн учится около 6 тысяч, остальные – онлайн, в том числе за пределами города, области или страны.

А какая ситуация с детскими садами?

— В садиках 15 тысяч детей, из них в городе находится 10 тысяч. Офлайн посещают садики 1 тысяча, онлайн – 14 тысяч. Мы работаем над тем, чтобы обеспечить возможность детям посещать садики полный день, ведь это важно и для малышей, и для родителей, которые хотят вернуться к работе.

Сколько учебных заведений работают в смешанном формате?

— Из 108 школ города 88 имеют укрытие и разрешение Совета обороны на смешанный формат обучения. Это 80% всех заведений. Мы работаем над тем, чтобы до 1 сентября увеличить это количество. Если говорить о детсадах, то из 114 садов в смешанном формате работают 87.

Сколько детей из Запорожья учится из-за рубежа?

— Около 12 тысяч. Однако эта цифра меняется в зависимости от ситуации с безопасностью в городе. Дети часто учатся параллельно в двух системах – местной и украинской. Мы разрабатываем варианты обучения так, чтобы родители могли сделать выбор.

Как будет происходить трансформация учебных заведений?

— В первую очередь мы должны понимать, что у нас есть действующие нормативные требования. Согласно законам Украины «О полном общем среднем образовании», мы должны трансформировать учебные заведения на гимназии и лицеи. Где-то это будет по девятый класс, а где-то – по двенадцатый. Это первый вызов. Второй – отток детей из нашего города. Средняя наполняемость в некоторых заведениях не соответствует норме по субвенции. Государственная субвенция финансирует учебные заведения в которых средняя наполняемость составляет 27,5. Если эта цифра меньше – соответственно, субвенции нет. Финансировать эти заведения исключено из городского бюджета очень трудно, поскольку расходы и потребность в других направлениях очень велика. Учитывая эти вызовы нужно работать над этим вопросом. Сейчас анализируется сеть классов.

— Сколько школ закрыли во время полномасштабного вторжения и как теперь используются эти помещения. Например, школы №30?

— Из-за снижения демографических показателей возникла необходимость оптимизировать некоторые учебные заведения, объединив их. В 2024 году были проведены мероприятия по прекращению деятельности девяти учебных заведений. Как уже отмечалось, в этом учебном году функционирует 108 учреждений общего среднего образования.

Согласно Закону Украины, эти заведения (которые закрылись, прим. автора) не подлежат приватизации. Они могут использоваться только для предоставления образовательных, воспитательных или учебных услуг. Поэтому эти девять заведений служат базой для безопасного проведения обучения в укрытиях для других учебных заведений. Одно из заведений было передано Департаменту спорта, семьи и молодежи для Всеукраинской общественной организации «Всеукраинская Федерация Спас». Еще одно заведение используется для размещения школы искусств. Ни одно из этих образовательных учреждений не было передано в частные руки. Например, 30-я и 39-я школы находятся на балансе Департамента образования и науки. На данный момент эти объекты не используются в образовательном процессе, но остаются в коммунальной собственности.

Учитываются ли будущие вызовы при оптимизации? Например, после завершения войны многие дети могут вернуться, и будет ли достаточно мест для всех?

— Вопрос действительно очень актуальный, и я вам за него очень благодарна.

Поэтому весь этот период проводится трансформация учебных заведений в лицеи или гимназии, а также оптимизация из-за низкой демографической ситуации в нашем городе. Постоянно проводится анализ демографической ситуации.

Это является ведущей деятельностью в нашем департаменте, то есть мы постоянно мониторим демографические показатели, прогнозируем их и создаем прогнозы для сети на год или на несколько лет вперед. Мы разрабатываем стратегию развития сети учебных заведений на несколько лет.

Например, по официальным данным, которые были представлены на последней встрече с Министерством образования и науки, количество детей в возрасте от трех до шести лет в стране на 2025 год составляет 770 тысяч. По прогнозам, на 2027 год их будет уже 570 тысяч. То есть на 200 тысяч меньше.

Это очень неутешительные показатели, и мы должны это понимать. Должны быть объективными, действовать с максимально холодным умом и понимать, что нам нужно пережить этот период. Я уверена, что со временем мы вернемся к довоенным показателям и будем двигаться вверх. Но на данный момент, учитывая эти вызовы, мы должны действовать в соответствии с требованиями времени.

На данный момент мы понимаем, что, согласно официальным данным, мы имеем спад рождаемости в стране. Я сейчас не говорю о количестве детей, которые выезжают за границу. Если учитывать их, то эта цифра будет значительно меньше.

Учитывая количество людей, которые выезжают за пределы страны, мы понимаем, что необходимо что-то менять. Невозможно продолжать содержание зданий и коммунальных услуг при такой ситуации, когда бюджет не в состоянии обеспечить такие расходы.

Поэтому мы будем искать пути решения этого вопроса, но что очень важно – и на чем я хочу акцентировать внимание, – это то, что я сегодня уже отмечала: здания учебных заведений не будут передаваться в частные руки. Они не будут приватизированы. Они будут оставаться в коммунальной собственности. Это, по моему мнению, очень важно и это нужно помнить.

Как департамент будет восстанавливать репутацию после череды скандалов?

За 13 лет своей педагогической деятельности я всегда акцентировала внимание на вопросах дальнейшего развития и улучшения того, что мы имеем на данный момент.

Я уверена, что открытость, ответственность и прозрачность помогут восстановить доверие к Департаменту образования и науки. Я готова к дальнейшей коммуникации.

Оксана Щербина