6 – летняя дочь Анастасии недавно пережила большой стресс со своими родителями-в их квартиру в Запорожье произошел прилет “шахеда”. Им удалось спастись, но жилье сгорело. С тех пор жизнь семьи разделилась на “до” и “после”.
Семья пока живет в арендованном жилье, где пытаются восстановить условия проживания. Неравнодушные помогли с вещами для девочки, одеждой, обувью. Однако мать ребенка Анастасия часто волнуется о ее психологическом состоянии.
“Дочь ходит в школу, но периодически вспоминает дом и свои игрушки…я вообще хочу ее показать специалисту и чтобы он с ней поговорил. Потому что я со своей стороны не уверена что все хорошо”, – говорит мать девочки.
Распознать признаки стресса и быть рядом
Психолог благотворительного фонда “Голоса детей” Яна Вихляева замечает, что первые признаки стресса могут проявиться в изменениях в поведении и эмоциях.
“Ребенок может избегать активности, общения или определенных мест. Ребенок становится тревожным, агрессивным, замыкается в себе. Иногда могут появляться проблемы с аппетитом и сном”, – замечает специалист.
Во время таких изменений в поведении психолог советует родителям проводить больше времени вместе:
“Говорить, слышать, понимать, обнимать, позволять проявлять свои эмоции и чувства. При необходимости обратиться за помощью к психологу”.
Чтобы помочь ребенку преодолеть негативные последствия стрессовых обстоятельств психолог дает следующие советы:
- Дать ребенку чувство безопасности.
- Быть стабильным взрослым рядом. Найти то, что будет предоставлять ресурс и положительные эмоции.
- Говорить, слушать, обнимать, понимать, позволять ребенку отличаться.
- Родителям также стоит делиться своим опытом, как они преодолевают стрессовые обстоятельства, радоваться маленьким победам, благодарить каждый день себя за свои достижения.
Также, чтобы снизить уровень стресса у ребенка, родителям стоит делать какие-то рутинные вещи, как при обычной мирной жизни. Не лишним будет избегайте триггеров и источников тревоги. Психолог в это время советует концентрировать внимание на ощущениях и вербализовать эмоции.
Чтобы уменьшить стресс, стоит также выполнять дыхательные техники, техники телесной релаксации и эмоциональной стабилизации.


В то же время психолог советует родителям с детьми говорить о войне правдиво и не давать обещаний, которые они не смогут выполнить:
“Отметить для ребенка, что у него ее взрослые, к которым можно обратиться за помощью. Сейчас есть много литературы от психологов, где раскрыты важные темы в общении с ребенком на различные темы. Можно получить поддержку из этих руководств и адаптировать информацию в соответствии с возрастом ребенка и его особенностями восприятия”.
Острое влияние войны в прифронтовых областях
Физически военные действия ощущаются более ярко в тех областях, которые являются прифронтовыми, в них входит и Запорожская в том числе.
Психологи благотворительного фонда “Голоса детей” отмечают, что если в начале вторжения психологическое состояние детей характеризовалось высокой эмоциональностью, тяжестью контроля и распознавания своих эмоций, то сейчас есть последствия накопленного длительного стресса, большая сложность в выполнении заданий, замкнутость, апатия.
По большей части родители детей обращаются к психологам с запросом по адаптации и преодолении последствий длительного стресса.
Психологи отмечают, что война вредит памяти, вниманию, скорости реакций, качеству и коммуникации со сверстниками. Также могут возникать проблемы социализации детей, а между родителями или опекунами часто возникает ощущение непонимания и проявления агрессии.
“Поскольку физически война более остро ощущается в прифронтовых областях, то ее влияние на местных детей является более острым. Дети, которые живут около фронта, чаще сталкиваются с травматическими событиями: разрушение жилья, смерть близких, телесные повреждения и тому подобное. Кроме того, на прифронтовых территориях дети учатся онлайн, что также вредит их социализации”, – отмечают психологи.
Психологи отмечают, что запросы от депортированных детей или детей-ВПЛ сильно отличаются от запросов остальных, поскольку они чаще других сталкивались с проявлениями насилия, травмами и потерями.
Их запросы чаще всего напрямую связаны с войной, тогда как запросы людей из других регионов часто относятся к вопросам повседневной жизни: проблемам в детско-родительских взаимоотношениях, отношениям со сверстниками, проблемам социализации и тому подобное.
Те дети, которые уже вернулись из-за границы, сталкиваются с серьезными проблемами, поскольку не имеют адаптационного механизма к стрессу, который уже сформировался у других.
Есть проблемы со страхами и тревогой среди тех, кто уехал в другую страну и продолжает там жить.
Некоторые дети, непосредственно не сталкивавшиеся с войной, из-за насыщенного информационного фона могут чувствовать вину выжившего.
В больших городах чаще обращаются с депрессией, тогда как в маленьких – с тревожностью. В селах и небольших городах люди часто не понимают своего эмоционального состояния и не всегда понимают, зачем нужна психологическая помощь. Местные жители обращаются, как правило, с гораздо более тяжелыми состояниями и более глубокими переживаниями, чем горожане.
Если вы чувствуете, что вам или вашему ребенку нужна поддержка из-за тяжелых новостей или длительного воздействия войны, вы можете обратиться за бесплатной психологической помощью:
- 0800 210 106 — линия бесплатной психологической поддержки БФ “Голоса детей”;
- Viber-бот- https://is.gd/5xIr0J;
- в центрах по Украине — bit.ly/4eiP5KM.
Ячейка работает в рамках проекта “Relief to Protect», который реализуется при поддержке План Интернешнал и финансирования Федерального министерства иностранных дел Германии.
Осуществлено при поддержке Ассоциации “независимые региональные издатели Украины” и Amediastiftelsen в рамках реализации проекта Хаб поддержки региональных медиа. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией партнеров.