С начала года полиция зафиксировала 1,5 тысячи случаев мошенничества в Запорожье. Это – около 10 случаев ежедневно.
Об этом вчера, 6 августа, на брифинге в Главном управлении Нацполиции в Запорожской области сообщил руководитель Центра противодействия мошенничеству Дмитрий Попов.
По словам Попова, наиболее распространенными видами являются:
- звонки псевдоработников банка;
- “родственник или друг в беде”;
- взлом мессенджеров, чаще всего – телеграмм-аккаунтов;
- покупка любых товаров в онлайн-объявлениях;
- военным предлагают купить автомобили и амуницию, а затем исчезают с деньгами.
Если звонят “работники банка”
Мошенниками могут оказаться люди, которые представляются работниками банка.
В частности, если они:
- спрашивают срок действия карты, трехзначный номер на обороте карты, пароли, коды банков и мобильных операторов;
- во время разговора просят что-то сделать (установить программы, перевести кому-то средства);
- просят сфотографировать и переслать/предоставить фото платежной карты;
- пугают, что карта заблокирована, а преступники взломали счет;
- просят перейти по ссылке и указать все персональные данные и реквизиты платежной карты.
В таком случае следует прекратить разговор.
Если звонят “родственники” и говорят, что они в беде
Чаще всего звонят пожилым людям, ведь их чувствами легче всего манипулировать. Самое главное, что говорят мошенники – не класть трубку. Это делают для того, чтобы не дать проверить, действительно ли родственник оказался в сложной жизненной ситуации.
“Задайте себе вопрос: почему ваш родственник или близкий человек звонит с неизвестного вам телефона. Положите трубку, перезвоните через две-три минуты, и вы поймете, что никакие родственники, никакой друг вам не звонил. Звонили мошенники”, – говорит Дмитрий Попов.
Вчера в Министерстве внутренних дел Украины предупредили о новом способе мошенничества. С развитием искусственного интеллекта злоумышленники начали создавать аудиодипфейки. Это используется в таких схемах, как “близкий человек в беде” или при вымогательстве выкупа. В соцсетях аферисты узнают информацию о человеке, звонят ему и благодаря поддельному аудио убеждают прислать деньги. В таком случае стоит попробовать связаться с родственником другим способом.
Как безопасно покупать в интернете
В онлайн-торговле также могут обмануть. Признаками этого могут быть следующие действия продавца:
- он предлагает слишком заниженную стоимость товара;
- не соглашается на покупку с наложенным платежом и спешит с оплатой;
- присылает договор поставки заказанного товара, чтобы вызвать доверие;
- переводит общение из личного кабинета на сайте доски объявлений в мессенджер;
- присылает сокращенные ссылки якобы на сайт для оформления услуги;
- просит снять лимит с карты для проведения оплаты;
- предупреждает, что сейчас вам придет смс-сообщение для подтверждения заказа, оформления услуги или оплаты товара.
“Надо выбирать наложенный платеж. Уже в отделении почты вы увидите, что это за товар, вы увидите качество этого товара, вы будете понимать, что он к вам пришел. Оплачивайте тогда, когда увидите”, – советует руководитель Центра противодействия мошенничеству.
Как предотвратить взлом
Чтобы аккаунт в мессенджере не взломали, не стоит переходить по сомнительным ссылкам и вводить конфиденциальную информацию на подозрительных сайтах.
Мошенники могут писать и на электронную почту и использовать адреса, которые похожи на настоящие. Разница может быть лишь в нескольких символах. Фишинговые письма часто содержат ошибки, необычный стиль, картинки с плохим качеством или просьбы о предоставлении конфиденциальной информации. Не нужно открывать и вложенные файлы, поскольку они могут содержать вредоносные программы.
Если вы стали жертвой аферистов или имеете такие подозрения – надо обратиться в полицию по номеру 102 или в Киберполицию по ссылке.
Напомним, в Запорожье мошенница под видом работницы Социальных служб и КП “Водоканал” проникает в квартиры граждан пожилого возраста. Особенно осторожными следует быть жителям Днепровского, Александровского и Шевченковского районов.